Елена Ильина
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• знакомить детей с зимним лесом;
• формировать реалистическое представление жизни лесных растений и животных в зимнее время;
• развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывает влияние, условия в которых они находятся (холод, отсутствие воды, пищи, мало света);
• закрепить знания о внешнем виде деревьев;
• воспитывать бережное отношение к животным, растениям.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Путешествие по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Оборудование: декорация зимнего леса, деревья в снегу, игрушки (заяц, белка, медведь, белое покрывало, изображающие снежный покров леса; картинки с изображением зверей (волк, заяц, белка, кукла - лесовичок в зимней одежде).
Интеграция образовательных областей: «Здоровье» «Физическая культура» «Безопасность» «Познание» «Коммуникация»
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
«Он, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет, а нагрянет
Холод злой – снимет шубу с плеч долой».
Дети: Это лес.
Воспитатель : Сегодня, ребята, мы идём в гости к лесовичку. Я и лесник расскажем вам много интересного – кто живёт в лесу, что растёт в лесу.
Ходит по лесу лесовик,
Он молчать в лесу привык,
Здесь ему совсем как дома,
Всё давным – давно знакомо.
(в лесу ждёт лесовик, его взять на руки, показать ребятам).
Воспитатель : Ребята, но прежде чем идти в лес, давайте мы с вами встанем со стульчиков, тепло оденемся, и отправимся на прогулку. (дети имитируют одевание).
(во время ходьбы воспитатель рассказывает)
Воспитатель : Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Время года зима.
Воспитатель : В нашем, удивительном, сказочном лесу очень холодно. Чем покрыты деревья, кусты и земля?
Дети: Все покрыто снегом.
Воспитатель : Ребята, а в лесу очень много снега, где же нужно ходить?
Дети: Ходить нужно только по тропинкам, потому что много снега и можно провалиться, ведь он очень глубокий.
Воспитатель : А сейчас мы с вами повторим правила поведения в лесу. Кто мне расскажет, как нужно себя вести в лесу?
Дети: Ветки не ломать, деревья не калечить; В лесу можно поиграть, немного пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес испугается и мы не узнаем ни одной тайны. А теперь Вику попросим, чтобы она нам в стихах прочла стихотворение о любви к природе.
Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,
Тот кто веток не сломает, тот, кто птичку не вспугнет,
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.
Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим на деревья и скажем, какие они зимой?
Дети: Без листьев, покрытые снегом; зимой ветки очень хрупкие, могут быстро сломаться.
Воспитатель : А как вы думаете, почему нет листьев на деревьях?
Дети: Потому что холодно, нет воды, мало греет солнце, а если будут листья на деревьях, то веткам зимой под тяжестью снега станет тяжело.
Воспитатель : Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте её отгадать:
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год!
Дети: Это ель и сосна.
Воспитатель : Молодцы, конечно же это ель, сосна. А какого она цвета?
Дети: ель и сосна всегда зеленого цвета.
Воспитатель : Ой посмотрите, кто это там?
Дети: Да это же зайка!
Воспитатель : А зайцы спят зимой?
Дети: Зайцы зимой не спят, они бегают, потому что им холодно, нечего есть, зимой нет зеленой травки и потому они питаются ветками с кустов и корой деревьев.
Зайцы живут под кустом, под елкой.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какая у зайца зимой шубка? Почему?
Дети: Шубка у зайца зимой белая, как снег и на снегу зайца не видно. Хорошо скрываться от волка и лисы.
Воспитатель : А сейчас, ребята, немного разогреемся (физкультминутка)
По лесу мы гуляем, за природой наблюдаем, (шагают; руки на пояс, голову поворачивают влево вправо)
Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели. (руки и голову поднимают вверх)
Птички по небу летят, птички в домиках сидят, (машут крыльями, затем изображают домик)
И по кочкам скачут и никто не плачет. (скачут; руки вытягивают вперёд и улыбаются).
Воспитатель : Слушаем следующую загадку:
Кто зимой холодной,
Бродит злой, голодный.
Дети: Это волк.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему волки не спят зимой?
Дети: Потому что им холодно и они голодные.
Воспитатель : А чем питается волк? Где живет?
Дети: Питается волк зайцами, мышами. А живет волк в логове.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Смотрите, смотрите! Кто-то там на ветке!
То рыжая, то серая,
С названием – белая.
Дети: Это белка.
Воспитатель : Молодцы. А какого цвета у белки шуба зимой?
Дети: Шубка у белки зимой серая.
Воспитатель : Правильно! Шубка у белки зимой серая. А летом она рыжая. Где живет белка? Чем она питается? Кто знает?
Дети: Белка живет в дупле. Питается белка шишками, грибами, орехами.
Воспитатель : Правильно, ребята. А когда она себе еду заготавливает?
Дети: Еду белка заготавливает летом, осенью, поэтому ей зимой есть что кушать.
Воспитатель : Полина, расскажи нам стихотворение про белку.
Я – белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок,
Но зимою я меняюсь, в шубку серую одеваюсь.
Мне приходиться прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять!
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала,
К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,
Чтоб зимой не голодать, где ж зимой еду достать?
Воспитатель : Ребята, что здесь находиться? (показывает на медвежью берлогу).
Дети: Это - берлога медведя, здесь спит медведь.
Воспитатель : Правильно, это ребята, медвежья берлога. Он устраивает себе берлогу где-нибудь в чаще или в глуши леса, под вывороченным пнем или под упавшим деревом. А бугор получается потому, что на медведя падает очень много снега. Он укрывает зверя толстым слоем и всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит и ничего не ест, только лапу сосет.
Ребята, а кто еще спит зимой?
Дети: Зимой спит барсук и ёж.
Воспитатель : Ребята, уже темнеет в лесу, нам пора возвращаться в детский сад. Вот и закончилось наше путешествие в зимний, сказочный, удивительный лес. А Богдан прочтет нам стихотворение о лесе.
Лес дремучий, до свидания!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Дети садятся на стульчики.
Лесовичок : Ребята, в каком лесу мы с вами побывали?
Дети: Мы побывали в зимнем, сказочном, удивительном лесу.
Воспитатель : Ребята, за нашим селом Шёлокша, есть настоящий лес. До него нужно долго идти или ехать. Там сейчас действительно холодно и все покрыто снегом.
Воспитатель : А детям в лес одним ходить можно?
Дети: Нет, нельзя. Потому что можно заблудиться и провалиться в сугробах.
Лесовичок: В следующий раз, я вас ребята, жду весной. А весной в какой лес вы придете?
Дети: Весной мы придем в весенний лес.
Лесовичок: А на прощание я хочу, что бы вы послушали пословицы о природе:
- Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
- Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.