Валентина Викторовна Батяева
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Берегите планету»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №42»
«БЕРЕГИТЕ ПЛАНЕТУ»
(конспект занятия по экологии)
Подготовила и провела: Батяева В. В.
Цель:
• Формировать систему экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность.
Задачи:
• Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Берегите планету“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Учить бережному отношению к природе нашей планеты в целом, и прежде всего мордовского края (представителям царства животных и растений, правильному поведению у водоёма и в лесу;
Уточнить представления о некоторых животных (мышь, барсук, енот, лиса, заяц, медведь).
• Развивающие: закреплять умение различать на слух голоса кукушки, совы, воробья, соловья;
Учить согласовывать движения в паре, подчиняясь ритму музыки;
Развивать внимание, зрительно – образную память;
Активизировать словарный запас (планета, сачок, листва, водоём, лаборатория, эколог, экологическая катастрофа).
• Воспитательные :
Продолжать развивать умение договариваться между собой в процессе работы.
Материал.
Демонстрационный: презентация, экран, аудиозаписи голосов земли (пение птиц, шум листвы, журчание ручья); оборудование для игр с водой, бассейн с водой и мусором, макеты деревьев, мусорный бак, картинка с изображением зайца, закрытая бумага с прорезями, зелёная и красная банки, памятки «береги природу!», зелёная ткань для поляны.
Раздаточный:
Бумажные лилии, сачки, пакеты для мусора, подставки, маркеры, фишки, листы бумаги формата а- 4 с нарисованной половиной ёлки, платки, перья птиц, деревья (макеты, подставки для ёлок, галстуки, камешки.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением экологических катастроф;
Рассматривание энциклопедий;
Дидактические игры на экологическую тематику.
Последовательность работы.
Воспитатель - обращает внимание на солнышко. Предлагает детям поздороваться с ним.
Дети - хором декламируют стихотворение
Е. Благинининой «с добрым утром!».
Вместе с солнышком встаём,
Вместе с птицами поё м:
С добрым утром!
С ясным днём!
Вот так славно мы живём!
(воспитатель предлагает подарить солнцу улыбки, и тепло своих рук,
протянув к нему ладошки).
Воспитатель :
Вы чувствуете, какое солнце ласковое, доброе, тёплое? Оно освещает нашу планету.
(на экране появляется изображение планеты земля с тёмными пятнами.)
Что это?
Дети:
Планета земля.
Воспитатель :
Что с ней случилось? Почему она в чёрных пятнах? (ответы).
Голос земли:
Я – земля! Я – земля! Я – земля! Люди, планета в опасности! Земляне, слышите меня? Придите на помощь! Спасите меня! (аудиозапись «Голос земли»).
Воспитатель :
Какая помощь требуется земле? (ответы).
Откуда эти чёрные пятна?
Дети:
Может, это пожар, грязь.
Воспитатель :
Большой вред приносит человек. Какие могут быть экологические катастрофы? Это лесные пожары, попадание нефти и мазута в воду, загрязнение лесов мусором и другие.
(на экране появляется изображение разлитой по воде нефти).
Что случилось с морем?
Дети:
По воде разлилась нефть.
Воспитатель :
Почему это случилось?
Дети:
Произошла авария танкера, на котором перевозили нефть.
Воспитатель :
Почему возникают лесные пожары? Посмотрите, что видите? Верно, люди оставили мусор после отдыха. Нужна ли помощь нашей планете? Как же нам помочь ей? А вы хотите помочь нашей планете?
Дети:
Да!
воспитатель :
Тогда предлагаю вам стать юными экологами. Сегодня мы научимся бережному отношению к природе. Нам предстоит очистить водоёмы, посадить деревья, помочь птицам и животным, определить правила поведения в природе. Мы узнаем о работе экологов. И будем помогать друг другу, если это понадобится.
(слышится звук журчащей воды (аудио запись).
Воспитатель :
Что вы слышите?
Дети:
Журчит ручей, плещется вода.
Воспитатель :
Вода просит вас о помощи. Давайте определим правила поведения у озера.
На экране появляется изображение – дети моют велосипед около озера, девочка высыпает мусор в речку, другая девочка рвёт лилии. Дети определяют, правильно ли ведут себя сверстники возле водоёма (после правильного ответа появляется знак запрещения или знак разрешения).
Воспитатель :
Теперь мы можем отправиться в путь к озеру.
На экране высвечивается схема начала пути к озеру. Дети подходят к надувному бассейну с водой и мусором.
Почему озеро звало на помощь?
Дети:
Потому что оно грязное.
Воспитатель :
Какой должна быть вода в озере?
Дети:
Чистой и прозрачной.
Воспитатель :
Как нам помочь озеру?
Дети:
Убрать мусор.
Воспитатель :
У меня есть сачки и мешки для сбора мусора. Распределившись в пары, договоритесь, кто будет вылавливать мусор сачком, кто собирать его в пакеты для мусора и уносить в мусорный бак.
Дети работают под музыку американского композитора, певца и поэта Стивена Фостера «Лебединая река» (аудиозапись).
Воспитатель :
Молодцы, юные экологи, справились с заданием! Кому вы помогли, убрав мусор? (озеру, рыбам, насекомым, водным растениям).
хорошо потрудились, очистили воду в озере чистая, то могут появиться лилии. Давайте посмотрим, хорошо ли будет нашим лилиям в этой воде? Что с ними происходит?
Дети:
Они распускаются, значит, вода стала чистой.
(звучит серенада В. А. Моцарта «Ива плачет обо мне» (аудиозапись).
Слышится шум листвы (аудиозапись).
Воспитатель :
Нас снова зовёт на помощь лес.
На экране высвечивается путь от озера к лесу. Дети переходят к лесу.
Вы слышали, как плачут деревья?
Плакали ночью жёлтые клёны.
Вспомнили клёны, как были зелены.
С жёлтой берёзы тоже капало,
Значит, берёза тоже плакала…
(Э. Мошковская).
Почему деревья плачут?
Дети:
Их могли сломать. Срезать ветки, порубить.
Воспитатель :
Как можно помочь лесу?
Дети:
Не ломать. Не рубить. Посадить молоденькие деревья!
Воспитатель :
Наша задача как экологов – посадить деревья. Для этого необходимо занять места в экологической лаборатории. Перед вами листы с нарисованной половиной ели, нужно дорисовать вторую половину дерева маркером. Но дорисовать нужно так, чтобы правая половина была точно такой же, как и левая. Приступайте к работе!
Во время работы воспитатель следит за осанкой детей; звучит пьеса В. А. Моцарта «Хорошенькие маленькие лошадки» (аудиозапись).
Воспитатель :
Какими получились ваши ели?
Давайте посадим наш лес! (дети ставят ели на подставки).
Молодцы, вы настоящие экологи! Какие у вас получились ровные, симметричные и красивые елки! (слышатся голоса птиц; аудиозапись).
А вот и птицы прилетели в лес, который мы посадили! Послушайте и запомните их голоса. (Дети слушают, затем звук выключается).
За то, что мы посадили деревья, на которых птицы могут вить гнёзда, они оставили нам пёрышки. Давайте поиграем с ними!
Игра «поймай пёрышко!».
Дети распределяются по парам и платком плавно подбрасывают лёгкие перья и ловят их под «Вальс цветов» А. Хачатуряна (аудиозапись).
Воспитатель :
Вспомните, голоса, каких птиц вы слышали в лесу?
(дети называют. При правильном ответе появляется изображение птицы).
Какая помощь требуется птицам зимой?
Мальчик – эколог решил покормить птиц. Но он никак не может сосчитать прилетевших птиц. Давайте поможем ему отыскать и сосчитать их! Займите свои рабочие места! Кто найдёт птицу, должен накрыть её фишкой. (дети ищут птиц на картинках). Молодцы! Вы помогли мальчику – экологу отыскать птиц. Кому ещё может понадобиться помощь экологов в лесу?
Дети:
Животным.
Воспитатель :
Настоящие экологи могут определить животное по его части.
Поиграем в игру «узнай животное». У меня на картинке животное, я буду открывать часть изображения, а вы попробуйте узнать, кто это.
Открывает изображения животных по частям, дети угадывают. После того, как дети правильно назовут животное, открывается всё изображение.
Воспитатель :
Заяц приглашает вас поиграть.
Игра «больше – меньше».
На зелёном поле необходимо разместить животных, которые больше зайца, а на красном – тех, которые меньше. Дети берут изображение лесных животных на прищепке и прикрепляют их к плоскому кругу.
Воспитатель :
а теперь, юные экологи, надо определить правильное поведение людей при посещении леса.
Игра называется «правильно – неправильно». Я раздам вам фишки. Нужно поднять красную фишку, если вы увидите изображение неправильного поведения в природе, и зелёную фишку – если поступок правильный (раздаёт фишки). Посмотрите на экран! Правильно ли поступают дети?
Вы верно определили правила поведения детей. Сегодня мы проделали большую работу по оказанию помощи природе. Давайте посмотрим, какой стала наша земля.
Дети:
Без пятен, густыми лесами.
Воспитатель :
Что вам понравилось на занятии? Что нового узнали? Если считаете, что работа экологов нужная, опустите камушек в зелёную банку; если считаете, что эта работа не нужна – в красную. Давайте сосчитаем, сколько мальчиков и девочек уверены, что мы проделали нужную работу. А сейчас мы узнаем, сколько детей считают, что эта работа экологов не нужна на нашей планете. Молодцы, вы были настоящими экологами! Для того, чтобы вы не забыли правила поведения в природе, могли рассказать об этом своим друзьям и родителям, я дарю вам памятку «берегите природу!»