Марина Гераськина
«Поход в лес». Конспект занятия по экологическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Поход в лес».
Цель: Обогащение представлений детей о лесе.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять знания детей о лесе, живой и неживой природе.
2. Вырабатывать правильные формы взаимодействия с окружающей средой, природой.
Развивающие:
1. Развивать эмоционально-положительное отношение к природе.
Воспитательные:
1. Воспитывать эколого-целесообразное отношение к природе.
2. Воспитывать любовь к родному краю.
3. Воспитывать умение действовать сообща, находить решения совместно в нестандартных ситуациях.
4. Воспитывать положительные взаимоотношения.
Публикация «„Поход в лес“, Конспект занятия по экологическому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Способы: игровая ситуация, проблемная ситуация, физкультминутка, художественное слово, вопросы поискового характера.
Средства: маленькие рюкзачки, значки экологов, картинки (животных, растений, грибов, насекомых, вещей, нужных и ненужных в походе, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: обогащение словаря: опушка, чаща, поляна, светолюбивые и тенелюбивые растения, брод, переправа.
Предварительная работа: рассказ воспитателя об экологах, дидактическая игра «Съедобное – несъедобное», рассматривание альбомов: «Животные», «Растения».
Ход занятия:
До начала занятия готовлю группу, располагаю картинки с изображениями растений, животных, птиц и насекомых.
- А хотите ли вы, ребята, отправиться в поход?
- Перед началом «похода» спрашиваю, что нужно взять с собой, и предлагаю выбрать нужные изображения после того, как дети перечислят всё необходимое, что смогут вспомнить (дети: выбирают предметы, необходимые в походе, называют их).
- Итак, «отправляемся в лес». Читаю стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!»:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
Спрашиваю у детей:
- Что вы знаете о лесе? (ответы детей)
- Обобщаю знания детей о лесе. Лес – это часть природы. В нём растут не только деревья и кустарники, но и различные ягоды, грибы, травы; живут звери, птицы, насекомые; лес начинается с опушки, в нём есть поляны, чащи; на опушках и полянах растут светолюбивые растения, в чаще – тенелюбивые.
- Во время «прогулки» спрашиваю у детей: что они видят, что могут рассказать о животных, растениях, насекомых, как стоит вести себя по отношению к ним (ответы детей).
- Это – опушка леса. Здесь много света и растут здесь светолюбивые растения: цветы и травы.
Послушайте мою загадку. Про какое растение эта загадка?
Не пустили в огород –
От того она и жжёт.
(крапива)
- Правильно, крапива.
- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из неё можно приготовить щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
- А кто угадает, что это за растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг –
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
- Найдите это растение на нашей опушке.
- Кто догадался, почему это растение так называется? (Растёт около тропинки, дорожки.)
- Срывать его не будем, а «сфотографируем».
- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при болезнях желудка, при простудах.
- Вот это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).
- А это что за растение?
Носит этот стебелёк
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное.
Ветерку послушное.
(одуванчик)
- Угадали? И одуванчик тоже лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
- Срывать растения мы не будем, а «сфотографируем» их. (Дети фотографируют)
- Здесь много насекомых, каких вы знаете? (Ответы детей: бабочки, пчёлы, муравьи, шмели, гусеницы, комары)
- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это – ромашка, зверобой, мать-и-мачеха. Животные, птицы, люди могут получить помощь у природы. Только изучай, люби, знай!
- А вот мы и вошли в лес. Здесь растут тенелюбивые растения: деревья, травы, мхи, грибы.
Находим грибы, съедобные собираем в корзинку. (Дети называют их)
Спрашиваю:
- А что будем делать с несъедобными? (Ответы детей: Они не нужны, их лучше не трогать. Они ядовитые. Мухомор нужно растоптать)
- А мухомором лечатся животные. Например, лось.
- А вот и сам лось! Этакую громадину разглядеть нетрудно: ростом, бывает, больше двух метров! Большое бурое тело с горбоносой головой. На голове – крепкие большие рога. Вот большие уши встрепенулись. Он смотрит: глаза с мягкой печалью, верхняя губа пухлая – добряк!
- Но можно ли подойти к нему близко? (Ответы детей: Нет, это дикое животное. И могут быть лосята)
- Едят лоси травы, но больше – ветки, листья, кору гложут. У берегов озёр (да и в воде) едят водяные растения. За ними ныряют лоси даже на дно – иногда на пять метров глубины!
Затем предлагаю устроить привал, послушать «музыку леса» (пение птиц, шум ветра, шелест листвы). Неожиданно раздаётся звук грома, у детей спрашиваю, что это значит (ответы детей: надо готовиться к дождю; что при этом делать решают дети, я лишь направляю).
После звук дождя стихает (звуки природы, спрашиваю:
- Что же нам теперь делать, ведь все промокли! (рассматриваются варианты ответов детей, выбираются наиболее правильные)
Физкультминутка:
Ну-ка, все шагаем вместе,
На одном и том же месте.
Раз, два, не зевай!
Ноги выше поднимай!
По дороге мы идём.
Путь далёк, далёк наш дом!
Жарким днём не сядем в тень –
Нам шагать не лень!
Отправляемся дальше «в путь», звуки пения птиц сменяются на шум воды. Вот лесная речушка. Заметили хатку бобра. Спрашиваю у детей, что знают они о бобрах. (Живут у воды, строят плотины) Ставлю перед детьми задачу «перебраться на другой берег» (ребята предлагают варианты). После их перечисления предлагаю «перебраться вброд» (рассказываю, что это такое и как его искать). Во время «переправы» воспитатель «поранился» (дети решают, что делать, принимаются необходимые меры). Встречаем белку (хорошо знакомый зверёк всем детям). Предлагаю детям возвращаться назад в обход. Заметили плакат: «Береги лес от пожара!»
- Лес – наше богатство!
- Как красив лес! И дышится в нём легко. Воздух чист и прохладен!
Итог:
- Ребята, пришла пора завершить наш «поход».
Предлагаю детям поделиться впечатлениями:
- Что нового и интересного вы узнали? (ответы детей)
- Вы многое знаете о растениях и животных. И бережно относитесь к ним, поэтому награждаетесь значками юного эколога.