Ибряева Елена Федоровна
Конспект итогового занятия по познавательному развитию «Туристический поход»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Туристический поход»
Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать представления детей полученные в течение года.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умения отвечать на вопросы воспитателя;
-Закрепить знания детей о туризме, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе.
- Закрепить умение детей разбираться в карте, на которой нанесен маршрут.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Туризм. Туристическая деятельность
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- Закрепить умения работать с природным материалом.
Развивающие :
- развивать связную речь детей.
- закрепить умение двигаться за воспитателем, выполнять ходьбу, не наталкиваясь друг на друга, строиться в одну шеренгу и ходить в колонне по одному за воспитателем.
Закрепить счет от 1 до 20.
-Учить детей узнавать лекарственные растения, знать их применения для оздоровления.
-Уточнить и систематизировать представления детей о лесе
-Закреплять знания детей о птицах
- продолжать развивать моторику рук и пальцев.
Воспитательные:
- способствовать эмоциональному сближению детей;
- воспитывать дружеские отношения между детьми;
- воспитывать трудолюбие.
-Воспитывать любовь к природе, желания беречь её.
Оборудование: СD - колонка, флешка, столы, стулья.
Демонстративный материал: аудиозапись голосов птиц, муляжи деревьев, иллюстрации леса, лекарственные растения.
Раздаточный материал: кисточки для клея, клей, салфетки, клеенки, значки, с изображением цифр на каждого ребенка, рюкзаки, корзины, карточки-знаки «Правила поведения в лесу», бинокль, карта, аптечка, посуда.
Предварительная работа с детьми: Беседа с детьми о правилах поведения в лесу, о предметах, необходимых для похода и лекарственных растениях. беседа о здоровье, о здоровом образе жизни. Прослушивание музыкальных произведений на весеннюю тематику, звуков природы (пение птиц, шум леса, цветочная поляна). Разучивание: стихов.
Словарная работа: Туристический, привал.
Структура занятия и методические приемы: словесный – беседа, обьяснение, наглядные – наблюдение, демонстрация наглядных пособий, практический.
Ход занятия:
Утренний круг.
Дети сидят на паласе. (Дети рассказывают, что у них нового. Один ребенок рассказывает, что ему подарили глобус и он принес его показать)
- Ребята, скажите, что такое глобус? (макет нашей Земли.)
- Посмотрите внимательно на глобус, скажите, какого он цвета. (Разноцветного).
- Голубого цвета на глобусе вода, а все остальное суша (горы, пустыни, леса)
- Какую форму имеет Земля? (шар)
Воспитатель: Ах, как же прекрасна наша планета!
На протяжении многих веков люди стремились путешествовать по ней.
Воспитатель: Ребята, из вас кто-нибудь путешествовал? (Да).
Воспитатель: На каких видах транспорта можно путешествовать? (Воздушный, наземный, водный).
Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие? (Да) Мы с вами сегодня ни на одном из перечисленных видах транспорта не будем путешествовать. Я предлагаю, отправится в туристический поход. Станем ненадолго туристами. А кто такие туристы? (Это люди, которые любят путешествовать).
Воспитатель: Туристы - это люди, которые совершают туристические путешествия и походы, это люди, которые занимаются туризмом. А что такое туризм? (Предположения детей).
Воспитатель: Туризм - это путешествие (поездка или поход) в свободное время, это активный вид отдыха, влияющий на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие человека. Существуют различные виды туризма : спортивный туризм, пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, авто-мототуризм, конный туризм, комбинированный.
Ребята, мы сейчас с вами отправимся в туристический поход в лес.
Но прежде, необходимо обратить внимание на одежду и обувь. Скажите, какая она должна быть? (Ответы детей)
Одежда должна быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, в то же время плотной (чтобы не прокусил комар). И конечно, обязательно должен быть головной убор.
Предлагаю вам, одеть головные уборы. (Дети одевают головные уборы)
Воспитатель: А что можно с собой взять в поход? (Палатку, котелок, карту, компас и т. д.) Куда все эти предметы мы сложим? (В рюкзак).
Д/и «Собери рюкзак»
Воспитатель: Давайте соберём свои рюкзаки. (Дети проходят к столу, на котором разложены разные предметы) Мы положим туда всё то, что пригодится именно нам. Положим самые необходимые вещи:
- Посмотрите, здесь много посуды, давайте с вами разберемся, какая нам посуда пригодится в походе.
- Чашка из фарфора, какая чашка? (фарфоровая). Берем? (нет, разобьется)
- Кружка, какая посмотрите, из чего сделана? (железная) Возьмем с собой? (Не, она тяжелая)
-А эта кружка какая? (пластмассовая) Возьмем с собой? (Да)
-Вода нам нужна в походе? (Да)
У нас есть банка с водой. Банка какая? (Стеклянная) Берем? (Нет)
-А что возьмем? (Пластиковую бутылку)
- Что еще возьмем? (лекарства, бинокль, мусорный пакет)
- Карта (зачем карта) …
Воспитатель: Рюкзаки готовы! Мы с вами знаем, что лес нужно беречь, а что мы можем принести из леса, не навредив ему? (Ответы детей) - Предлагаю взять корзинки для наших находок.
Но, ребята, вы знаете, поход без трудностей не обходится. Какими должны быть туристы? (Здоровыми, сильными, дружными.) И одно из главных правил не отставать от группы, не потеряться.
Игра «По порядку стройся» (Предлагаю взять с разноса значки с цифрами, прикрепить их на майки и построиться в одну шеренгу в соответствии с цифрой, указанной на значке.) Давайте посчитаем сколько нас. (Дети по очереди называют свой номер)
Воспитатель: Отлично! Посмотрите на нашу карту. Что нам встретится по дороге в лес? (Дерево) Отправляемся в поход. В одну колону становись. Ребята за мной, шагом марш!
(дети маршируют и говорят слова)
Воспитатель: 1, 2, 3,4. Кто шагает с рюкзаком?
Дети: Мы – туристы!
Воспитатель: Кто со скукой не знаком?
Дети: Мы- туристы!
Воспитатель: Эй, ребята!
Дети: Твёрже шаг!
Воспитатель: Что турист берёт в дорогу?
Дети: Песню, ложку и рюкзак!
Воспитатель: Кто отстал?
Дети: Не отставай!
Воспитатель: Кто устал?
Дети: Не унывай!
Воспитатель: Кто идти захочет с нами?
Дети: Нас скорее догоняй!
Воспитатель: Вот мы с вами подошли к лесу, нам необходимо вспомнить правила поведения в лесу. Ребята перед вами лежат фишки. Пусть каждый из вас возьмет себе по одной и назовет правило, которое там нарисовано. И повесит это правило на дерево. Если другие дети придут пусть тоже вспомнят их. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы все знают правила поведения в лесу. Посмотрим карту куда нам идти дальше. (На поляну)
Воспитатель: Вот мы пришли на полянку. А что здесь такое? (на поляне разбросано много мусора) Вся поляна в мусоре! Кто же так сделал? Разве можно отдыхать на такой поляне? Как нам быть? ( Дети предлагают варианты: уйти, собрать мусор)
Теперь нам нужно собрать мусор. А во что мы будем собирать мусор? (в мешок для мусора).
- Правильно, мы в рюкзак положили такой мешок. Давайте, соберём мусор.
(Дети собирают мусор в пакет для мусора).
-Хорошо, молодцы, а сейчас присядем с вами на полянку. Устроим привал, а что значит привал? (Это значит отдохнем.) (Присаживаемся на коврик -«поляну»)
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру» Мы с вами возле леса, видим деревья, а что можно услышать в лесу? (пение птиц)- Сейчас мы с вами закроем глаза, расслабимся и послушаем звуки, подышим воздухом. Садимся, скрестив ноги ( варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. Вдохнули в себя свежий воздух, выдохнули (2-3 раза)
Д/ и: «Угадай по звуку»
(запись с голосами птиц)
-Голоса каких птиц вы услышали? (ответы детей)
-А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)
- А как называют птиц, которые зимуют в наших краях? (зимующие)
Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули. А сейчас пойдем дальше, посмотрим карту, (Лес)
(подходим к мольберту с изображением леса)
- Посмотрите, что вы видите в лесу? (ответы детей)
- А что можно использовать, для того, чтобы лучше рассмотреть интересующий объект, который находится от нас далеко? (бинокль)
- Давайте достанем бинокль и посмотрим в него, и расскажете, кто что увидел!
(достаем бинокль, смотрим, обсуждаем кто что увидел)
- Какие деревья вы видите? Тут растут разные деревья, и сосны и ели, и дубы и березы, какой это лес? (смешанный)
- А если растут только ели и сосны, то какой это лес? (хвойный)
- А если растут дубы, осины, березы, то это какой лес? (лиственный)
-Ребята а мы с вами в каком лесу?
Воспитатель: Ребята, иногда в походе происходят неприятности. Какие например? (укус насекомого, порез, ожог, мозоль). По какому номеру мы звоним в скорую помощь? (03 или 103) Врача в лесу нет. А если бы не было у нас в рюкзаке лекарств, как быть? Что может помочь в лесу? (Растения) Да, правильно, лекарственные растения (На мольберте иллюстрации растений) Назовите их.
Рассказы детей о лекарственных растениях.
Чистотел – сок этой травы ядовит, но его применяют вместо йода для заживления ран.
Подорожник – растет по тропинкам и дорогам, его листья прикладывают к ранкам и царапинам и они быстро заживают.
Лопух – это растение еще называют репейником, его листья помогают при ожогах, укусах насекомых, порезах.
Одуванчик – если разломить стебель одуванчика, то выделится млечный сок, который помогает от укусов насекомых.
Ромашка – листья похожи на веточки укропа, цветы ромашки используют для заваривания чая от простуды.
Воспитатель: Да. Все эти растения помогают людям в лесу, их еще называют зеленой аптекой.
А сейчас, предлагаю прогуляться не многу по лесу, не забываем далеко не отходим от группы. Поищем лесные материалы для наших поделок в детском саду. (Собираем в корзины шишки, желуди)
Воспитатель: Ребята наш поход подходит к концу. Подойдите все ко мне, постройтесь в одну колонну в соответствии со своим номером. Посчитаем, никто не потерялся. (Дети строятся и называют свой номер)
Посмотрим по карте маршрут, как нам вернутся в детский сад, и отправимся в детский сад.
Воспитатель:- Давайте скажем лесу (Вместе) до свидания!
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес
Полон сказок и чудес!
(Возвращаемся на палас)
.- Вот мы снова с вами в детском саду.
Скажите, вам понравился поход? (Ответы детей)
А что мы делали в лесу? (Ответы детей)
Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
Как много мы сегодня увидели и сделали хорошего для природы! Молодцы, ребята!
Мы с вами принесли из леса природный материал. Как вы думаете, как его можно использовать? (Ответы детей)
Да, из природного материала можно сделать много удивительных вещей. Посмотрите, у меня есть прекрасные картины (показываю примеры работ)
Хотите попробовать такие сделать?
Я предлагаю пройти за столы, и с помощью наших находок из леса сделать небольшие картины.
(За столами воспитатель обращает внимание детей на необычный материал; вспоминает с детьми технику аккуратного наклеивания.
- Молодцы, ребята. У каждого из вас получились прекрасные картины.
- Понравилось вам работать с природными материалами?
Выставка работ.