Рашидат Абдулкеримова
Конспект занятия по экологическому развитию «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому развитию на тему : "Живая и неживая природа".
Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по экологическому развитию „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-выявить и обобщить знания детей о природных и искусственных объектах о живой и не живой природе.
-формировать целостный взгляд на природу о неразрывной связи человека с природой, (человек-часть природы, в природе все взаимосвязано)
-закрепить представления об условиях роста и развития всех живых организмов на земле.
Развивающие :
-расширять знания о живой и не живой природе, показать их взаимозависимость.
-способствовать развитию познавательных интересов, приобщать к действенному отношению к природе.
-формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
-способствовать формированию экологической культуры.
Воспитывающие:
-воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, ответственность за ее сохранность.
-формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
-Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся.
(чтение стихотворения).
Вот на Земле дом
Под крышей голубой.
Живут на нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской пририбой,
Живут на нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Природой родной Земли зовется этот дом.
(слайд природы)
Воспитатель: Кто догадался, о чем будем говорить на занятии?
Дети: О природе.
Воспитатель: Ребята, сегодня, я предлагаю стать юными эколятами юными знатоками и защитниками природы. А кто такие эколята? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно,.Это люди, которые любят природу и всегда заботятся о ней. Юные эколята должны много знать о природе.
Воспитатель: Что такое природа?
(дети высказывают предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы, горы, звезды.
Воспитатель: Ребята, природа делится на два огромных мира.
-Сегодня мы узнаем о том, что существует мир живой и мир неживой природы.
Воспитатель: Как вы думаете, что относится к живой природе?
Дети: Птицы, животные, насекомые, лес, растения.
Воспитатель: Почему?
Дети рассуждают.
Живая природа-это то что растет, дышит, питаются, приносит потомство и умирает.
Например, животные: растут, дышат, питаются, приносят потомство и умирают.
Вывод: Животные -это живая природа.
Воспитатель: Как вы думаете,ч то такое неживая природа? Чем она может отличатся от живой природы?
Дети: Неживая природа не приносит потомство, не дышит, не растет, не питается.
Например: Вода, небо, солнце, тучи, звезды, родники.
Вывод: Живые существа -дышат, питаются, растут, принося потомство.
Неживая природа -не дает потомство, не дышит, не растет.
Игра "Природа и не природа".
(на столе лежат картинки, дети делятся на две команды, одним предлагается найти объекты природы и разместить их на мольберте. А другой -не природы и разместить их на другом мольберте.).
карточки: зебра, звезды, дятел, солнце, муравей, песок, мак, камни и тд).
"Взаимосвязь живой и неживой природы".
(демонстрирую детям наборное полотно. На верхней полоске предметы живой природы, на нижней полоске, предметы неживой природы).
Воспитатель: Кого вы видите на верхней полоске таблицы? (ответы детей)
Воспитатель: К какому миру природы мы можем отнести : корову, жука, березу, ромашку, слона? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, к миру живой природы.
Воспитатель: К какому миру природы мы можем отнести : воздух, воду, песок, солнце, камни? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, е неживому миру природы.
Воспитатель: Сейчас я буду убирать одну из картинок неживой природы, а вы должны рассказать, что произойдет с оставшимися объектами живой природы? (убираю картину воздух)
Воспитатель: Предлагаю провести небольшой эксперимент.
Дети, давайте закроем нос пальцами и попробуем не дышать. Сколько мы можем обойтись без воздуха? (после небольшой задержки дыхания, выясняем, что без воздуха мы не можем долго обходится).
Воспитатель: Всем людям и всем живым существам -птицам, животным, рыбам, человеку нужен воздух чтобы дышать. Без воздуха живые существа погибнут.
Воспитатель: Убираем следующую карточку "вода". Давайте подумаем, что станет с живыми существами без воды? (ответы детей)
Воспитатель: Всему живому-нужна вода: птицам, животным, растениям, насекомым и человеку. Где в природе мы можем встретить воду? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в реке, в море, в озере. Там живут рыбы, для которых вода является не пищей, а домом.
-А откуда берут воду деревья, цветы, трава? (ответы детей).
Воспитатель: Дождь питает растения, деревья, траву, овощи. А откуда берет воду человек? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, из водопроводного крана. Из всего сказанного, мы можем утверждать, что без воды все живые объекты погибнут.
(убираю следующую картинку-солнце).
Воспитатель: Давайте подумаем, что будет с живыми существами без солнца. что дает нам солнце (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, свет и тепло. Что станет с растениями без света и тепла? Что станет с животными? Что станет с человеком? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, без света и тепла, живое не будет расти и развиваться, оно будет замерзать и постепенно погибать. Мы свами проведем эксперимент, как свет и вода влияют на рост и развитие растения.
Мы посадили два комнатных цветка-один поставили в шкафчик и не ухаживали за ним, а другой поставили в светлое место и поливали его. Прошло две недели, давайте посмотрим, что произошло с растением в темном шкафчике. (достаю цветок из шкафа). что мы видим, какие изменения произошли с цветком (ответы детей) Цветок стал светлее, от того, что ему не хватало света. Листья обмякли от недостатка воды, в скором времени растение может погибнуть.
Теперь посмотрим на комнатные растение, за которым мы ухаживали. как оно выглядит по сравнению с цветком из шкафчика? (ответы детей). Листья цветка: зеленые, упругие, сочные-растение выглядит здоровым. какой вывод мы можем сделать? (ответы детей).
Воспитатель: Делаем вывод, что без не живой природы, не может существовать живая природа. все живое нуждается в уходе и заботе.
Опыт 1.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол, вы увидите кусочки мела и стаканчики-дин пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет? Вода перестала быть водой или нет? (ответы детей).
Воспитатель: А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части? (ответы детей)
Физкульминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, как растет и развивается ребенок? (схема развития)
Что для чего нужно?
Дети: Тепло+ питание+воздух+любовь. Так развивается и растет человек.
Воспитатель: А теперь необходимо сложить из карточек, как появляется цыпленок, и рассказать что нужно, что бы рос и развивался цыпленок? (схема развития)
Дети: Его нужно кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом.
Воспитатель: Оказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку.
Тепло+питание+воздух+забота.
Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Они же ведь тоже живые?
Оказывается, растения питаются не так как животные. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды и солнечного света растения не могут питаться. питаясь, растения выделяют в воздух кислород. кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить.
Еще экологи должны знать такое явление, как круговорот воды в природе.
я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте. (слайд).
Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. высоко от земли воздух становится все холоднее. и капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. ветер гонит их к Земле. Облака становятся темными и тяжелыми. Из них идет дождь. А дождь -это маленькие капельки воды. Пож землей маленькие капельки собираются подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоемы. Запас воды на Земле постоянно наполняется. С Земли на небо, с неба на Землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе,от слова "круг", то есть вода движется по кругу.
Игра "Удивительная паутинка".
(дети надевают нагрудные знаки со схематичным изображением объектов живой и неживой природы и встают круг. Передавая друг другу клубок ниток, устанавливают связи между объектами живой природы и неж вой природы. Воспитатель начинает игру:
Я -ветер, яя могу опылять цветы.
Протягивает ниточку ребенку, у которого нагрудной знак с изображением цветка.
Я -цветок, я расту под лучами солнечного света.
Я-солнце, без меня не смогут жить животные.
Я-животное, я не могу жить без воды.
Я-вода, человек без меня погибнет.
Я-человек, для жизни мне нужен воздух, солнце, вода, растения, животные.
Воспитатель: Вот видите, ребята мы в игре убедились, что живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, така как все в мире взаимосвязано.
Все юные экологи должны беречь природу и знать правила поведения в природе. Сейчас на экране будут появляться знаки охраны природы.
Знаки "Охраняй природу".
Не разжигай костры;
Не разрушай муравейник;
Не причиняй вреда деревьям;
Не ловите бабочек;
Не рвите цветы;
Не разрушайте гнезда;
Не бросайте мусор.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно расшифровали все знаки.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю сыграть в игру "Три слова", я вам буду называть различные понятия и бросать мяч одному из вас, а вы должны назвать три слова, которые относятся к нему.
Игра "Три слова".
Насекомые (комар, муха, муравей)
Домашние животные (кошка, собака, лошадь)
Перелетные птицы (журавль, ласточка, грач)
Морские обитатели (дельфин, кит, рыба)
Деревья (клен, рябина, береза)
Садовые цветы (астра, тюльпан, нарцисс).
Воспитатель: Ребята, посмотрите у каждого на тарелочке лежит фасоль. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают?
Дети: нет воды, света.
Воспитатель: Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, а они будут радоваться жизни и расти.
Опыт 2.
(дети сажают зернышко в стаканчик с землей и поливают).
Воспитатель: Куда мы поставим наши стаканчики?
Дети: На подоконник.
Воспитатель: Конечно, там тепло и светло. Теперь каждый из вас будет ухаживать за своим зернышком и наблюдать, во что превратиться фасолинка.
Наш общий дом (показывает глобус)-это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Земля-это общий чудесный дом для все людей, птиц, Рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? О чем мы говорили? Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделиться со своими друзьями и близкими? (ответы детей).
Ребята, вы показали очень хорошие знания по теме"Живая и неживая природа". и вас по праву можно называть "Эколята-юные знатоки и защитники природы"!.
Вы награждаетесь медалью "Эколят".