Надежда Маньчева
Конспект занятия по экологии в средней группе на тему «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»
Рассматривание и сравнение воробья и вороны
Программное содержание:
1. Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.
2. Учить распознавать птиц (воробей, ворона) по способам передвижения, издаваемым звукам.
3. Словарная работа: нахохлились, чирикают, щебечут, покрылось пухом, зимовать, корм.
4. Воспитывать заботливое отношение, интерес к птицам.
5. Дать возможность отразить свои впечатления в рисунках.
Публикация «Конспект занятия по экологии в средней группе на тему „Рассматривание и сравнение воробья и вороны“» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Ворона. О птице для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: иллюстрации с изображением воробья и вороны, предметные картинки с изображением воробья и вороны; раскраски; мячик; нарисованные следы птиц на каждого ребёнка; фонограмма с голосами птиц.
Предварительная работа. Наблюдения на прогулке; чтение рассказов; рассматривание картинок.
Ход занятия.
В группу приходит Филя и приносит конверт.
Филя. На улице зима, мороз, а я гулял и видел много птиц. Там разные птицы: большие и маленькие. Наверное, одни много ели, а другие мало, или это мама и её дети. А как их зовут, я не знаю. Вот я их нарисовал и вам принёс картину. Может, вы их знаете? Это птицы, которых я видел на вашем участке.
Воспитатель. Дети, давайте посмотрим, что принёс нам Филя, и расскажем ему, что мы про этих птиц знаем. (Выставляется картина).
Воспитатель. Какие птицы здесь изображены и где мы видели с вами этих птиц? Чем отличаются эти птицы друг от друга? Да, воробей маленький, а ворона большая.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть следы птиц на снегу и определить, какие из них принадлежат воробьям, а какие – воронам.
Дидактическая игра «Угадай по следам»
Воспитатель раздаёт каждому ребё нку карточки: с изображением воробья и вороны и их следы. Нужно правильно разложить, где чьи следы.
Воспитатель. Что можно сказать об окраске перьев? (Воробьи серо- коричневые, а перья у вороны на крыльях и хвостовые тёмные, даже чёрные, туловище светлее.)
Как ведут себя птицы во время еды? (Воробьи прыгают, или перелетают с места на место). Вороны важно шагают и не отдают свою добычу. (Они берут пищу своим большим клювом, отлетают и прячут.)
Что вы слышите, когда птицы собираются у кормушки? (Они громко кричат, щебечут.)
Игровое упражнение. «Воробьи и вороны».
Воспитатель. А сейчас представим, что мы с вами воробьи и вороны.
Как чирикают воробьи? (Предложить детям почирикать и попрыгать, как воробушки.) Теперь покажите, как каркают вороны и как они важно вышагивают. (Дети выполняют произвольные движения и звукоподражания.)
Воспитатель. Воробьи и вороны не улетают в тёплые края, они остаются зимовать. Вот Филя и видел этих птиц. Где им легче найти корм? (карточка с кормушкой) Какой корм можно положить в кормушку? (Крупу, крошки хлеба, семена растений.) Да, этим люди помогают выжить птицам в холодную зиму. Ребята, а вы знаете, когда воробьям холодно, то они сидят «нахохлившись», чтобы не замёрзнуть. Давайте изобразим «нахохлившихся» воробьёв.
Игровое упражнение (имитация, как ведут себя воробьи).
Воспитатель. К зиме у птиц тело под перьями покрывается пухом. И поэтому им теплее. К ночи они летят в парк или в ближайший лес и там ночуют на ветках деревьев, прячут свой клюв и лапки в пёрышки и так спасаются от мороза.
Дидактическая игра «Воробей и ворона»
Воспитатель. А сейчас мы проверим, как вы запомнили отличия воробья от вороны (берёт мячик). Я буду кидать вам мячик, и задавать вопросы, а вы должны ответить на них:
Воробей маленький, а ворона…. крупная.
Воробей имеет серо-коричневую окраску, а ворона…. серо-черную.
Воробьи держатся стайкой, а ворона…. одна.
У воробья клюв маленький, короткий, прямой, а у вороны… он большой, несколько изогнутый.
Воробей чирикает, а ворона…. каркает.
Воробьям нравятся крошки хлеба, а ворона ест…. зерна кукурузы.
Воспитатель. Мы рассказали Филе о том, чем отличаются ворона и воробей. Давайте расскажем, чем они похожи.
Дети вспоминают, что у птиц есть туловище, ноги, голова, тело покрытое перьями; живут и питаются около людей, это зимующие птицы.
Воспитатель. Расскажите, кто из вас помогал птицам зимой?
Дети рассказывают.
Воспитатель. Вот какие молодцы, много рассказали о воробье и вороне Филе, он теперь будет знать, как зовут этих птиц. Филя ещё что-то нам принёс. Это силуэты птиц, но они не раскрашены. Хотите выбрать себе птичку и раскрасить её? Потом мы посадим этих птиц на ветку и покажем мамам и папам.
Ребята раскрашивают силуэты, понравившихся птиц. (В это время звучит фонограмма с голосами птиц).