Калякова Марина
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе ДОУ на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии с применением наглядного (словесного) метода в
1. Беседа «Какие бывают насекомые».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения, способу передвижения. Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
2. Игра «Кто где живет».
Цель: Уточнить место обитания насекомых.
3. Тризовская игра «Хорошо – плохо»
Цель: развивать творчество, внимание, мышление.
4. Игра В. Воскобовича «Чудо-соты»
Цель: развивать познавательные и творческие способности детей. Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления, развивать речь детей, мелкую моторику руки.
Развивающая среда:
Картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу и у водоема; модель «кузнечик в траве»; грамзаписи отрывок из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - полет шмеля, комара, мухи; игра В. Воскобовича «Чудо-соты».
Содержание.
1. Беседа.
Дети садятся в кружок – в середине карточки с насекомыми. Воспитатель предлагает объединить насекомых по признакам : внешнее строение (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, место обитания (наземные, водные, способ передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).
- Как одним словом можно назвать всех этих существ? (Насекомые.)
2. Игра «Кто где живет».
Предложить детям выбрать карточку с изображением насекомого и поместить его на картинку, которая соответствует привычному месту обитания данного насекомого.
- Как приспособились насекомые к жизни в этой среде? Как защищаются от врагов?
(Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве. Картонный лист раскрашен зеленым и черным цветом, вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком: если подвинуть рычаг к зеленому цвету, то кузнечика незаметно, если же к черному – кузнечик сразу заметен.)
- Знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке? (песенка «Улыбка»)
Зазубринки на ножках кузнечика цепляются за пластинки на брюшке – получается скрип, стрекот.
- Рассмотрите внимательно насекомое, которое сидит у меня на ладошке. (Цвет, голова, усики, тело, крылья, ноги). Как называется это симпатичное насекомое? Почему их так называют?
Коровками, потому что умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее коровок не едят ни птицы, ни ящерицы.
- Какую пользу приносят божьи коровки? (Поедают тлю.) А еще божьих коровок можно назвать перелетными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета они возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелетные птицы. Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в опавшей листве, под корой, в траве. Относиться к ним надо бережно, перед сжиганием листвы в саду быть внимательными.
- А теперь давайте нашу божью коровку отпустим на волю, пусть она летит к себе домой.
Божья коровка, полети на небко, там твои детки кушают конфетки. Всем по одной, а
тебе ни одной.
- Сейчас я хочу рассказать вам небылицу. Вы внимательно слушайте и скажите, что здесь не так, чего не может быть. «Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были - вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени, они как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды дона из них заболела, и подружка решила угостить ее мухой, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».
- Найдите ошибки в моем рассказе. (Бабочки не прыгают, а летают; не любят летать под дождем; не все бабочки летают на юг (а как зимуют); бабочки не питаются мухами (а чем).
- Почему бабочек называют «крылатая радуга»?
Аутотренинг
«Я лежу в траве, трава мягкая и шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу кузнечиков, шуршание жучков, мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем, всем… Но вот подул ветерок, я чувствую как я набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел…»
3. Игра «Хорошо-плохо».
- Ребята, насекомых на земле много или мало? А что было бы, если насекомых не стало?
Много разных насекомых – это хорошо или плохо? Кто больше назовет хорошего?
Хорошо Плохо
Интересно наблюдать за ними; красиво; Могут ужалить; мешают
пища для других, и т. д. отдыхать, и т. д.
4. Игра В. Воскобовича «Чудо-соты».
Сложить насекомых из игры-головоломки, дать название своим фигурам, придумать к ним рассказ.
Литература
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. (программа «Детство»)
2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М. : ТЦ Сфера, 2006.