Евгения Табунщик
Конспект занятия по экологии (старшая группа) «Вокруг света»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Закрепить элементарные знания детей о природе Космоса: планетах Солнечной системы, о планете Земля и ее движении вокруг Солнца, о спутнике Земли.
• Закреплять элементарные знания о Крымском полуострове, его географическом положении, о растительном и животных мирах.
• Продолжать давать представления о временах года, о состоянии объектов природы в любое время года.
• Развивать мелкую моторику рук с помощью игр с песком, с квадратом Воскобовича. В процессе манипуляции с песком продолжать формировать представление детей о свойствах песка (сухой- сыпется. Пропускает воду, лепится, когда мокрый).
Публикация «Конспект занятия по экологии (старшая группа) „Вокруг света“» размещена в разделах
• Закрепить умение лепить барельеф по контуру из песка.
• Закрепить элементарные знания по экологии, экологических знаках, экологической культуре.
• Воспитывать доброе, бережное отношение к природе.
• Воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Оборудование: Макет японского путешественника, песочница, объекты природы, сделанные из природного материала, ширма из белой такни для теневого театра, предметы времени года для теневого театра, квадраты Воскобовича, цветные квадраты для каждого ребенка, карта Крыма, экологические знаки для каждого ребенка.
Воспитатель: Знаете ли вы, что надо, чтобы стать путешественником? Для этого надо дом, корабль, самолет, книги.
(Воспитатель называет предметы, дети складывают из квадрата Воскобовича эти предметы)
Воспитатель: А главное ребята для того, чтобы стать путешественником надо большое желание и много знаний. У нас сегодня есть возможность встретиться с японским путешественником Дзинь-Дзюнем. Говорить он будет по-японски, а я переведу.
Дзинь-Дзюнь.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно с вами встретиться.
Дзинь-Дзюнь.
Воспитатель: Путешественник спрашивает, как называется планета на которой вы живете?
Ответы детей.
Дзинь-Дзюнь.
Воспитатель: А какие еще планеты вы знаете?
Ответы детей.
Дзинь-Дзюнь.
Воспитатель: Знаете ли вы, что земля движется?
Ответы детей.
Воспитатель: Что происходит на планете во время движения вокруг Солнца?
Ответы детей.
Дзинь-Дзюнь.
Воспитатель: Дзинь-Дзюнь очень доволен вашими знаниями. Он говорит вам до свидания, удачи вам в вашем путешествии. Итак, ребята, мы действительно отправимся с вами в путешествие на Крымский полуостров и узнаем как сменяются времена года на нашем полуострове.
(дети садятся за столы, на столах по 4 цветных квадрата)
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Обратите внимание, у вас на столах 4 цветных квадрата. Каждый цвет обозначает определенное время года.
(Воспитатель вместе с детьми соотносит цвет карточки с временем года, дети должны объяснить почему тот или иной цвет).
Белый – зима,
Зеленый- весна,
Красный- лето,
Желтый – осень.
Воспитатель: Я буду показывать предметы, а вы должны определить время года, подняв карточку.
(Все предметы воспитатель показывает через ширму белого цвета, т. е. показывает тени)
Воспитатель: Всем гостям на удивленье театр теней начинает представленье!
Раз, два, три
На тень внимательно смотри!
Воспитатель показывает, дети поднимают нужную карточку.
Зонт- желтая карточка,
Ласты- красная,
Лыжи- белая,
Ракетка- красная,
Скворечник- зеленая,
Плавательный круг- красная.
Воспитатель: Очень рада я за вас!
Вы, ребята, просто класс!
Вы правильно определили времена года, ну а у кого не получилось, тот обязательно научится!
(Воспитатель предлагает всем детям пройти к групповой песочнице. Песочница окрашена двумя цветами: контур Крыма- коричневым, моря- синим. Мальчики строят Крымский полуостров, убирая с синего на коричневый. В результате должен получиться Крым, окруженный морями.)
Воспитатель: Прилетели к нам метели
Залепили снегом щели
На окне старик Мороз
Льдинкой росписи нанес.
О каком времени года говорится в стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, о зиме. Сейчас мы с вами создадим картину о зиме на Крымском полуострове.
( Дети размещают объекты природы на Крымский полуостров: деревья, кустарники без листвы, вечнозеленые деревья, сухую траву, зимующих птиц.)
А сейчас я хочу рассказать о погоде на 16 февраля. Прошу всех встать в круг и повернуться друг за другом.
(Дети выполняют массаж друг другу. А воспитатель рассказывает о погоде, звучит тихо музыка.)
Служба прогноза приветствует всех присутствующих. И я, Евгения Викторовна, познакомлю вас с прогнозом погоды на завтра. Давайте посмотрим, каким же будет завтрашний день.
На западе Крымского полуострова: температура воздуха -1,-3, пройдет мокрый снег, на дорогах гололедица.
На востоке: в Керчи и Феодосии пройдет мелкий дождь.
На юге Крыма: в Ялте и Алуште вероятен сход снежных лавин.
На севере Крыма: в Джанкое и Красноперекопске сильный ветер, дождь со снегом.
Вот и все прогнозы. Пусть пасмурные прогнозы вас огорчают. До встречи!
Воспитатель: Все реки разливаются,
Все почки распускаются.
Покинув страны южные
Вернулись птицы дружные.
В это славное время года хорошеет вся природа.
Ответы детей.
( Воспитатель вместе с детьми размещает объекты природы на Крымском полуострове: деревья, кустарники с зелеными листьями, представителей животного мира.)
Воспитатель: Весна- время года, когда оживает вся природа. Весна – время таяния снега и в это время реки Крыма становятся полноводными. А знаете, как человек использует воду?
Ответы детей.
Да- это добрая вода, но вода может быть и злой. Как вы думаете, когда она бывает злой?
Ответы детей.
(Воспитатель льет на песок воду и дети видят, что происходит на полуострове во время сильных дождей.)
Воспитатель: Солнце греет сильно-сильно,
Все под солнышком цветет.
И спелые ягодки просятся в рот.
Ответы детей.
(Воспитатель вместе с детьми создает летнюю картину)
Воспитатель: Лето- жаркое время года.
Время, когда стоит отправиться на море.
(Воспитатель и дети видят, что море загрязнено: на нем черные пятна и мусор.)
Воспитатель: Отдыхающие оставляют после себя много мусора и не задумываются об этом. И сейчас мы с вами обсудим, к чему же эти поступки приведут. Я предлагаю найти в песке предметы- это будут представители животного мира. Как же они пострадали?
Ответы детей.
Воспитатель: Потемнеют облака,
Словно их накроет тень.
Ранним утром на поляны
Лягут влажные туманы.
А потом, уж жди, не жди,-
Моросящие дожди.
Ответы детей.
Воспитатель проводит экологическую игру «Разрешается, запрещается». Всем детям раздает экологические знаки красного и зеленого цветов. Красный- запрещающий знак, зеленый- разрешающий. Воспитатель задает вопрос. Дети поднимают соответствующий знак и при этом произносят слова «запрещается», «разрешается».
Например: Гнезда разорять- запрещается.
Ухаживать за животными- разрешается.
Ловить бабочек- запрещается,
Любить природу- разрешается.
И т. д.
Воспитатель: Очень жаль, что наше путешествие закончилось.
Воспитатель вместе с детьми проводит итог занятия.