Юлия Холопова
Конспект занятия по экологии «Прогулка по лесу» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание экологической культуры личности.
Образовательные задачи.
Расширить представления детей о разнообразии растительного мира, об охране природы. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.
Воспитательные задачи.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Прогулка по лесу“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Формировать бережное отношение к природе. Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Развивающие задачи.
Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Развивать умение координировать речь и движение. Развивать связную речь детей.
Активизировать словарь (лиственный, хвойный, смешанный).
Предварительная работа.
Беседа, чтение художественных произведений о природе. Иллюстрации разных видов лесов. Дидактические игры. Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкультминутки «Мы корзиночки возьмем…».
Материалы и оборудование.
Ноутбук; медиапроектор; слайды с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; иллюстрации деревьев, кустарников, запись пения птиц, шум деревьев; два письма от старичка Лесовичка; пенек (бутафорский).
Место проведения: экологическая комната.
Подготовка к занятию
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, кто знает, что такое лес?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, я приглашаю вас на прогулку в лес. Согласны?
Ответ детей.
Воспитатель и дети берутся за руки:
Дружно за руки возьмемся,
В центре круга соберемся,
Тихо скажем раз-два-три,
Лес волшебный нас прими!
Дети выполняют все действия и.
оказываются в «лесу».
Звучит запись пения птиц, шум деревьев.
Воспитатель обращает внимание на экран медиапроектора, где изображен лес: «Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес — это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес — верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес — родной дом животным и растениям. Лес — друг земледельца. Лес — украшение планеты!»
Обращает внимание детей на то, что на пеньке лежит письмо, адресованное им, от старичка Лесовичка.
Читает письмо вслух: «Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придете ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! Только вот не все знают правила поведения в лесу. А вы знаете? Вот вам напомню правила поведения в лесу :
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть, только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломать, никогда не забывать.
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять - в лес приходят отдыхать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить!
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
С уважением, старичок Лесовичок».
Воспитатель: Ребята, вы согласны с такими правилами?
Ответы детей.
Воспитатель: Обратите внимание, как красиво и тихо в лесу. Как много деревьев растет в лесу, посмотрите и назовите по очереди — как они называются.
На экране медиапроектора слайды с изображением деревьев.
Дети отвечают полным ответом: «Это дерево называется дуб», «Это дерево — рябина» и т. д.
Одна картинка с изображением дерева со сломанными ветками.
Воспитатель: Ой, у дерева сломаны ветки! Как вы думаете можно ломать деревья? Почему?
Дети отвечают: деревья – живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают кислород, которым мы дышим, и очищают воздух.
Воспитатель: Как называется лес, где растут березы, клены, дубы, рябины?
Обобщает ответы детей : «Такой лес называется лиственный потому, что в нем растут лиственные деревья и кустарники».
На экране медиапроектора лиственные деревья.
Воспитатель: Какие еще виды деревьев вы знаете?
Обобщает ответы детей : «Хвойные деревья — это сосна, кедр, ель, пихта и другие. Такой лес называют хвойным».
На экране медиапроектора хвойные деревья.
Воспитатель: Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? На экране медиапроектора смешанный лес.
В каком лесу мы гуляем? Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу, мы гуляем в смешанном лесу.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Отбери лиственные и хвойные деревья»
Д/и «Отбери лиственные и хвойные деревья»
Воспитатель: Дети, мы с вами знаем, что в лесу нужно сохранять чистоту и порядок, тем самым мы помогаем растениям, животным и птицам.
А как вы думаете, можно ли ловить и убивать птиц?
Ответы детей.
На экране медиапроектора картинка «Деревья и кустарники»
Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, чем отличаются деревья от кустарников?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, у дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей — стволиков. Какие кустарники вы знаете? На экране медиапроектора меняются картинки с соответствующими кустарниками. Расскажите о кустарниках — боярышнике, ежевике, облепихе, сирени, шиповнике и других. (Ответы детей.) Малина и смородина — это тоже кустарники. Они растут и в лесу, и на даче. Плоды (ягоды) этих кустарников очень вкусные и полезные. Какие еще ягоды растут в лесу? (Земляника, черника, голубика, брусника.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю игру «Найди кустарники»
Дети ищут среди иллюстраций только те, на которых изображены кустарники.
Воспитатель: Прогулки в лесу очень полезны для здоровья. Давайте погуляем на полянке.
Физкультминутка.
Мы корзиночки возьмем,
В лес по ягоды пойдем. (Дети шагают по кругу друг за другом.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать. (Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу.)
Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах.)
Под листочки мы заглянем— (Приседают.)
Ягод соберем на ужин: (Имитируют сбор ягод.)
Ежевики и малины,
Голубики и калины. (Шагают на месте.)
Гроздья спелые брусники
И немного земляники. (Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
Воспитатель: Какие еще растения есть в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте еще вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса. Особенно любит грибы белка. Она даже сушит их на зиму и складывает себе в дупло.
Воспитатель: Какое правило мы можем запомнить о грибах?
Ответы детей – нельзя сбивать грибы, даже если они несъедобные, так как многие животные питаются и лечатся этими грибами.
На экране медиапроектора ягоды и грибы.
Воспитатель: Какие еще растения есть в лесу? (Ответы детей.) У травянистых растений, одуванчика, подорожника, колокольчика, стебли мягкие, сочные. В лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут!
На экране медиапроектора травянистые растения.
Педагог обращает внимание детей, что на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка, и зачитывает его: «Ребята! Как же вы меня порадовали — соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса. Предлагаю раскрасить все растения и вместе с взрослыми оформить книгу «Растения леса». Эта книга поможет вам еще лучше узнать удивительный мир природы. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок».
Дети с воспитателем:
Наш лесочек так хорош!
Лучше леса не найдешь!
Есть у нас в лесу дела,
Нам без леса никуда.
Будем лес мы охранять
И всем дружно помогать,
И зверям, и птицам
Помощь пригодится.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!
Воспитатель: Ребята, как быстро летит время в лесу. Но, нам пора возвращаться домой. Пришло время сказать до свидания Лесовичку и его чудесному лесу.
Воспитатель и дети берутся за руки:
Дружно за руки возьмемся,
В центре круга соберемся,
Тихо скажем три-два-раз,
Возвратимся в сад сейчас!
Воспитатель: Дети, что мы сегодня узнали о лесе? Саша, какие правила поведения в лесу ты запомнил?
Ответы детей.
В лесу нельзя шуметь.
В лесу нельзя мусорить.
Нельзя разводить огонь.
Нельзя разорять птичьи гнёзда.
Нельзя вырывать растения с корнем.
Нельзя ломать ветки деревьев.
В лесу надо ходить по тропинкам, смотря под ноги.
Ребята, придя в группу, с большим нетерпением принялись раскрашивать картинки.