Светлана Трусова
Конспект занятия по экологии «Наши друзья — дождевые червяки»
▼ Скачать + Заказать документы
"Наши друзья - дождевые червяки"
(старшая группа)
Цель: Формирование представлений у детей старшей группы о дождевом черве и приносимой им пользе.
Задачи: 1. Познакомить детей с дождевым червём, строением тела, особенностями поведения.
2. Учить делать выводы и проводить сравнения.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Наши друзья — дождевые червяки“» размещена в разделах
- Дождевой червяк. Наблюдаем и изучаем с детьми
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
4. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные признаки объекта, углублять и конкретизировать представления об условиях жизни дождевых червей.
5. Активизировать словарь детей (сегменты, шероховатость тела, щетинки, отделенные кольца, светочувствительные клетки).
6. Воспитывать интерес ко всему живому, бережное отношение и заботу.
Оборудование: аквариум с дождевыми червяками, поднос, пинцет, влажные салфетки, стакан с камешками, банка с водой, иллюстрации «Внешнее строение дождевого червяка», «Червяк роет подземные ходы», «Кокон дождевого червяка», «Червяк затаскивает листик в норку».
По количеству детей: листы белой бумаги, карандаши, влажные салфетки, подносы, пинцеты, лупы.
Предварительная работа: наблюдение за дождевыми червями, чтение художественной литературы, сказок и рассказов («Сказка про червяков» Мизина Т. Н., «Большое чудо» Н. Павлова, стихотворение «Где попался дождевой червячок под ноги» Ю. Богодист, «Почему плакал дождевой червяк» японская сказка, рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, рисование рисунков «Дождевые червячки», беседы на темы: «Как живет червяк», «Удивительный мир подземных пахарей», просмотр видеофильмов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у меня есть сюрприз для вас. Есть у меня новая, замечательная кукла из мимического театра. Вот она, посмотрите. Догадались кто это? Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно, это дождевой червяк. Куклу мы добавим в наш кукольный театр и поиграем с ней. А сегодня мы с вами познакомимся поближе с этим замечательным животным – дождевым червяком.
Воспитатель: А почему червяка называют дождевым?
Дети предлагают различные варианты ответов.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Почему его зовут дождевой червяк?
Может, любит дождик он?
Нет, совсем не так.
Он живет в земле и роет
Длинные ходы.
Этот дом ему подземный
Нужен без воды.
Но польется дождь на землю —
Заливает дом,
Червяку спасенья нету
Сразу в доме том.
Выползает на поверхность
Житель земляной,
Появляется лишь в дождик,
Значит — дождевой.
Червяков называют дождевыми, потому что их много бывает на земле и дорожках после дождя.
Воспитатель: Это, ребята, обыкновенный дождевой червяк. (Картинка). В длину он достигает 30 см. (Линейка)
У червя есть "поясок" - такое специальное утолщение на теле, являющееся частью системы размножения. Нетрудно заметить, что поясок ближе к одному концу червя, чем к другому. Но вот понять с первого взгляда, с какого конца у червя голова, а с какого - хвост, непросто. Поэтому надо просто понаблюдать - какой стороной обычно ползет червь. С этого конца и будет "голова". Запомнить этот конец легко - именно к нему ближе находится "поясок".
Хотя червь может ползать и "хвостом" вперед. Этого легко добиться, потрогав его передний конец палочкой - червяк поползет назад не разворачиваясь.
Тело червя очень растягивается, и покрыто загнутыми назад щетинками. Поэтому червяки держатся в норке так крепко, что вынуть их из земли, не разорвав на части, очень трудно. Большую часть дня черви остаются в своем жилище.
Потому что червяк - животное ночное, и ночью можно наблюдать, как он копошится, оставаясь своим хвостиком в норке. Вытягиваясь, он обшаривает окружающее пространство, захватывают ртом сырые опавшие листья и затаскивает их в норку.
В природе дождевой червь живет во влажной земле, где содержится много гниющих растительных веществ. Червь натаскивает себе в норку кусочки листьев, травинки, приготавливая себе корм. (Картинка)
Посмотрите ребята, как он зарывается в землю. Для этого червь утоньшает передний конец, "нащупывает" им какой-нибудь просвет среди комочков земли, погружает туда "голову", а потом этот передний конец червя сокращается и делается толстым. Земля от этого раздвигается, давая "на шажочек" проползти телу червя. А потом все опять повторяется. Происходит это довольно быстро - черви прекрасно умеют рыть норы.
Если земля слишком плотная и твёрдая, то червяк заглатывает землю, и, пропускает ее через себя, постепенно погружается в грунт. (Картинка)
Дождевой червь улучшает почву, пропуская ее через себя. Земля становится рыхлой, пушистой, в неё лучше проникает кислород и влага. Что очень полезно для растений, растущих на такой почве.
Зиму червь проводит в спячке, зарывшись в землю, иногда черви собираются обществами и зимуют, свившись клубком.
Дождевые червяки откладывают кокон, в котором находятся маленькие личинки червяков. Личинки вырастают в маленьких червячков и затем выходят из кокона (картинка).
Опытная часть
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы иметь в друзьях, такого необычного жителя земли? (Ответы детей.) А давайте, постараемся подружиться с дождевым червяком. Но пожалуйста, видите себя тихо, он не любит когда кричат, громко разговаривают, стучат.
Воспитатель показывает детям аквариум – дом с дождевыми червями. В аквариуме – доме должна быть влажная земля, опавшие листья, перегнившие листья – пища подземных обитателей. Дети наблюдают за дождевыми червями, находящимися в аквариуме.
Воспитатель достает червяков, кладет на поднос каждому ребёнку.
Давайте внимательно его рассмотрим, поздороваемся с ним.
Опыт № 1. Какое у червяка тело?
Воспитатель: Какое у них тело?
Дети. Длинное и вытянутое, когда ползут, и толстенькое, когда не двигаются.
Воспитатель. Правильно, тело длинное, вытянутое. На что оно похоже?
Ответы детей
Прикоснитесь к дождевому червяку. Какая поверхность у дождевого червяка : гладкая, сухая, шершавая, влажная? А почему он скользкий? Ответы детей.
Тело червя покрыто слизью. Она нужна ему, чтобы обеспечить кожное дыхание и для того, чтобы было легче передвигаться под землей. Кроме того, червь выделяет слизь в минуту опасности - она содержит химические вещества, запах которых предупреждает остальных червей.
Дождевого червя не следует долго держать без земли, т. к. его поверхность может высохнуть, и он погибнет. Поэтому весной, летом и осенью, когда тепло, жарко, мы не увидим на поверхности земли дождевого червяка.
Воспитатель. А какого червяки цвета?
Дети предлагают варианты ответов.
Дождевые черви бывают и светло-розовые, и темно-красные, и с фиолетовым отливом, — это сейчас хорошо видно. А почему червяк такого неприметного цвета, невзрачной окраски? (Ответы детей.)
Совершенно верно, в почве темно, поэтому яркая окраска не нужна, её никто не увидит.
Детям берут лупы и через них рассматривают дождевого червяка.
А что можно увидеть на теле у дождевого червяка?
Дети. Колечки, полоски.
Воспитатель. Отделенные кольца, сегменты.
Воспитатель. А ноги у него есть?
Дети. Нет, только колечки.
Воспитатель. А для чего нужны колечки?
Дети. Они помогают червяку передвигаться.
Воспитатель: А ещё у червяка есть на колечках – сегментах щетинки, которыми червяк опирается, отталкивается от стенок норки, чтобы ползти под землёй.
Воспитатель. Чтобы наши червяки не погибли, давайте посадим их обратно в землю.
Воспитатель убирает червяков в ёмкость с землёй. Достаёт одного червяка на общий поднос для дальнейшего наблюдения за ним.
Воспитатель: Давайте узнаем, где у червя голова, а где хвост. Надо просто понаблюдать - какой стороной поползет червь. С этого конца и будет "голова". Запомнить этот конец легко - именно к нему ближе находится "поясок".
Хотя червь может ползать и "хвостом" вперед. Этого легко добиться, потрогав его передний конец палочкой - червяк поползет назад, не разворачиваясь.
У червяка есть ещё и брюшко. Посмотрите, какого оно цвета? Правильно, оно светлее, чем спинка.
Опыт № 2. «Есть ли у червяка щетинки?
Воспитатель: На первый взгляд, никаких щетинок у червя нет - он кажется гладким и скользким. Но на самом деле, если хорошо рассмотреть червя сквозь лупу, то на его брюшной стороне тела можно увидеть маленькие "бугорочки". Это и есть щетинки - по две на каждом членике. Они нужны червю, чтобы при ползании отталкиваться от поверхности.
Щетинки, при всей их малости, очень цепкие. Давайте попробуем приподнять червя за один конец. Видите, что червяк очень сильно упирается, цепляясь за неровность поверхности другим концом?
Комментарии детей.
Воспитатель: Давайте послушаем как щетинки шуршат по листу бумаги, когда червяк ползёт.
Наблюдения детей.
Нальём воды на стекло и посмотрим, сможет ли червяк оттолкнуться от поверхности.
Червяк только извивается, но оттолкнуться не может, Его щетинкам нужна опора, шероховатая, шершавая поверхность.
Опыт № 3. Чувствует ли червяк - есть ли у него осязание?
Воспитатель: Попробуем к нему даже очень легонько прикоснуться палочкой. Посмотрите - червь отпрянет в сторону. Что это значит?
Ответы детей
Червяки очень чувствительны к прикосновениям. Значит, у них есть осязание.
Опыт № 4. Развито ли у червяка обоняние? Чувствует ли он запахи?
Воспитатель: Давайте узнаем, чувствует ли червяк запахи? Для этого мы положим рядом с ним чеснок и понаблюдаем за червяком. Что вы видите?
Ответы детей
Не нравится червяку запах чеснока. Чувствует ли червяк запахи? Да, у червя развито и обоняние. Ведь как тогда бы другие черви чувствовали запах опасности, идущий от одного из них? И как находили бы пищу?
Опыт № 5. Есть ли у червяка слух и зрение?
Воспитатель: Давайте пощёлкаем пальцами рядом с червяком, услышал ли червяк нас? Значит, какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей
Слуха у него нет.
Воспитатель: Как вы думаете, у червяка хорошее зрение?
Ответы детей.
А вот какие-то зачатки зрения есть. При том, что у него нет никаких глаз, червь может различать свет и темноту. Светочувствительные клетки у него расположены по всему тела. Яркого света червь пугается, а вот слабый свет ночью его может даже привлечь.
(Зрение червяка можно проверить следующим образом: поставить поддончик с червем так, чтобы половина его была на ярком солнце, половина - в тени. Червь стремится попасть в ту половину, где темнее. Причем, когда он перемещается по ней, то за черту, где кончается тень он не выходит, а ползет вдоль нее. Как будто там стоит физический барьер.
Опыт № 6. Почему червяки выползают на поверхность земли после дождя?
Воспитатель: Сейчас, мы с вами проведём опыт, и попытаемся установить, по какой причине дождевые черви выходят на поверхность земли во время дождя.
Воспитатель наливает воду в стакан с камешками, пока их не скроет вода. Расскажите, что вы видите? Почему сначала пузырьки появлялись, а потом перестали?
Ответы детей.
С поступлением большего количества воды, вода вытесняет воздух, заполняя всё пространство между камнями, и воздух исчезает, поднимается на поверхность.
Воспитатель: На самом деле, учёные до сих пор не могут точно сказать, почему дождевые черви выползают на поверхность земли после дождя. Долгое время считалось, что дождевые черви выползают после дождя на поверхность земли, чтобы не утонуть в заполненных водой норах. Но это не так. Ведь эти животные дышат через кожу, и для этого процесса требуется влажная почва. Черви могут даже прожить несколько дней, будучи полностью погруженными в воду.
Некоторые исследователи считают, что дождевые черви выбираются после дождя на поверхность почвы для более быстрого передвижения. Эти животные могут преодолеть большее расстояние по влажной поверхности земли, чем они сделали бы это, делая ходы в почве.
Другая версия ученых состоит в том, что капли дождя, ударяющие по поверхности земли, создают вибрации, которые могут быть похожи на вибрации, производимые кротами. Почувствовав такую вибрацию, дождевые черви стараются избежать встречи с врагом и выползают на поверхность почвы.
Ещё одна версия о том, что дождевые черви могут выползать на поверхность, чтобы образовывать группы. По мнению исследователей, эти животные общаются с помощью прикосновений друг к другу.
А последнее исследование этого вопроса говорит о том, что самая простая причина заключается в отношении червей к влаге, почему их назвали дождевыми. Червяки просто хотят насладиться водой.
Итак, ребята, сегодня вы узнали много интересного о дождевых червяках. Давайте обобщим наши знания с помощью моделей.
Работа с моделями. Дети вспоминают пройденный материал и на разлинованных листах зарисовывают свойства и особенности дождевого червя (строение тела, отсутствие зрения, слуха, наличие обоняния, осязания, траектория передвижения, тип питания).
Воспитатель: Я, надеюсь, вам понравились наши исследования. А сейчас у меня есть для вас небольшой сюрприз. Мы посмотрим мультфильм про путешествие дождевого червяка и закрепим наши знания об этом замечательном животном.
После просмотра мультфильма.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что червяки приносят пользу нашей земле.
Надо ли бояться дождевого червяка? Дети отвечают.
Правильно, ребята, они не опасные, их не надо бояться. Надо стараться не наступить на них, это полезные черви : они делают землю рыхлой, пушистой. Там, где есть дождевые черви, земля живая, растениям хорошо в такой земле.
Вы также поняли, почему дождевых червей много после дождя. И если вы увидите дождевых червей на асфальте, то соберите и перенесите их в безопасное место: на клумбу, под дерево, в траву.
Воспитатель. Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что никаких ненужных бесполезных животных и растений нет. Ничего зря не пропадает, и все обитатели земли живут в дружбе и согласии.
Список источников.
Литературные ресурсы
1. Великолепная энциклопедия животных - М. Уолтерс и Дж. Джонсон - Познавательно о животном мире нашей планеты. Издание: М. : Изд –во Machaon. 2004 г.
2. Как повысить плодородие почвы
в десятки раз с помощью дождевых червей. А. М. Игонин. - М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000 г.
3. Шершнева Н. А. «Друг земли – дождевой червяк»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа).
Видео-ресурсы
1. Научно-популярный мультфильм для Центрального Музея Почвоведения им. Докучаева «Путешествие дождевого червячка».