Марина Поспелова
Конспект занятия по экологии для детей подготовительной к школе группы «Увлекательное путешествие Лягушки-Квакушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Восточное окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №1373
Конспект занятия по экологии для детей подготовительной к школе группы
Тема:
«Увлекательное путешествие Лягушки - Квакушки»
(путешествие по природным зонам России)
Образовательные области:
- познание
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей подготовительной к школе группы „Увлекательное путешествие Лягушки-Квакушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- художественная литература
- физическая культура
- экология
- развитие речи
-художественное творчество
Составила воспитатель
Поспелова Марина Игоревна
Москва
Цель. Познакомить с новой природной зоной – смешанный лес.
Задачи:
Продолжать формировать представления детей о климатических условиях нашей страны – Арктики и тундры, пустыни.
Расширять и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания.
Продолжать учить детей по внешнему виду животного определять место его обитания.
Способствовать расширению кругозора, воспитывать любознательность, любовь к природе.
Материалы: карта «Природные зоны России», картинки-модели «Болото»,
«Север, тундра», «Пустыня», «Смешанный лес»; компьютерная презентация «Смешанные леса», картинки с животными разных природных зон; силуэты деревьев и животных средней полосы, мягкая игрушка – лягушка, модель
«цветик – многоцветик», готовые формы для аппликации,
«разрезные картинки» животные пустыни, CD диск
Ход
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие.
Давайте попробуем объехать за короткое время всю нашу страну, которая называется (Россия).
Но прежде, чем начнется наше путешествие, предлагаю заглянуть в гости к знакомой лягушке, по имени Квакушка.
Воспитатель обращает внимание детей на модель «Болото».
«Жила-была на свете лягушка-Квакушка. Сидела она в своем болоте, ловила комаров и мошек, да громко квакала вместе со своими подругами. Хорошо ей жилось: днем спала в тине под водой, а ночью выходила поохотиться. Самая любимая ее погода была – дождливая, так бы и нежилась она под дождем, подставляя капелькам то спинку, то животик, если бы старый бобер не рассказал ей однажды историю про ее бабушку, которая путешествовала с утками. С той поры наша лягушка загрустила. Вечерами, сидя на листике лилии, она думала: «Вот бы мне посмотреть, как другие живут на белом свете. Не хочу больше оставаться в болоте, хочу как бабушка моя – путешественницей стать. Где понравится, там и останусь!»
Воспитатель: Что ж, ребята, давайте возьмем лягушку-Квакушку с собой. На чем же мы отправимся в путешествие? (Выясняет вместе с детьми, что на поезде не поедем, так как потребуется много дней, на самолете много часов). А давайте полетим не на простом самолете, а на сказочном ковре-самолете или «ковролете».
На нашем ковролете есть штурвал – цветок с разноцветными лепестками. Какого цвета лепесток оторвем, в те края и отправимся.
Лягушка: А можно я сегодня штурманом буду?
Воспитатель: Всем по местам! Приготовиться!
Дети усаживаются на ковре.
Лягушка (отрывает белый лепесток):
Лети, лети лепесток
Через запад и восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели:
Хотим попасть туда, где все такое же белое!
Воспитатель включает «волшебную» музыку, дети изображают «полет» на ковре-самолете.
Лягушка: А скорость - то, какая! Все внизу так и мелькает. А что под нами такое белое, может быть облака?
Воспитатель: Нет, под нами океан! Мы летим над Северным Ледовитым океаном, а он сейчас скован толстым, крепким льдом. Наш ковролет заходит на посадку.
Лягушка: И куда же мы попали? И почему здесь так темно?
Воспитатель выставляет картинку-модель «Север, тундра».
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?
Дети: Мы попали на самый север нашей страны – в тундру.
Воспитатель: Сейчас тебе, лягушка, дети расскажут про этот северный край.
Дети: Темно в тундре потому, что мы попали тогда, когда на Севере полярная ночь. Тянется такая ночь несколько недель. Зато летом солнце совсем не заходит – сплошной день. Засыпаешь - светло, просыпаешься – светло. Зима в тундре длинная, длится около 9 месяцев (это как у нас осень, зима и весна вместе). Лето – короткое, земля не успевает оттаять.
Лягушка: Все белое! Ни кустика, ни травинки, здесь ничего не растет?
Дети: В тундре растет много растений, только их сейчас не видно, укрыты снегом, как белым одеялом. Летом в тундре полно ягод (голубика, брусника, клюква, растет мох и ягель, а деревья все низкие – карликовые. Так они приспособились к жизни в тундре, потому что у земли теплее.
Лягушка: Да кто же в таком холоде может жить?
Воспитатель: Сейчас ребята покажут тебе картинки, на которых нарисованы животные Севера (белый медведь, тюлень, морж, северный олень, песец, полярная сова и т. д.).
Дети отбирают картинки и ставят их на мольберт с моделью.
Лягушка: Расскажите, как они здесь живут, не замерзают?
Дети: Им помогает густой теплый мех или толстый слой жира под кожей. У северного оленя копыта приспособлены для разгребания снега. Большинство животных имеют белую окраску (становятся незаметными на снегу).
Воспитатель: Ой, ребята, а что случилось с нашей лягушкой?
Лягушка: Я замерзаю, сейчас в ледышку превращусь. Скорей отсюда улетаем, мне тут не нравиться.
Воспитатель предлагает немного согреться – игра «Классики на льдинках».
Далее на ковролете дети отправляются туда, где жарко светит солнышко и все такое же желтое, как лепесток цветка.
Под музыку дети летят в пустыню.
Лягушка: Ого! Под нами все такое желтое, приземляемся. Здесь так тепло и приятно!
Воспитатель выставляет картинку-модель «Пустыня».
Дети (рассказывают о том, что они запомнили во время предыдущей встречи): Это пустыня. Вся земля покрыта песком. Летом в пустыне жарко, зимой - холодно. Солнце высушивает летом все вокруг. Ветер поднимает песок и заставляет его лететь по пустыни. А жара такая, что ноги обжигает даже через ботинки.
Лягушка: А пустыня от слова «пусто»?
Дети: Нет, не пусто! В пустыне растут растения: саксаул, верблюжья колючка, пустынная акация. Про растения пустыни говорят: «Ноги в воде, голова в огне». И животных в пустыни много. (Дети отбирают картинки, на которых нарисованы животные пустыни: верблюд, черепаха, кобра, варан и т. д.).
Лягушка: Как же они переносят такую жару?
Дети: Кто прячется в норках, кто зарывается в песок, а кто залезает повыше на ветки деревьев и кустов.
Воспитатель предлагает игру «Разрезные картинки» (картинки с животными пустыни разрезаны на несколько частей, дети должны собрать целое изображение и назвать животное).
Лягушка: Если сейчас в воду не нырну, то засохну! Скорей отсюда, мне здесь не нравиться.
Дети под музыку садятся в ковролет, изображая, что летят, туда, где все такое же зеленое, как зеленый лепесток.
Лягушка: Под нами лес раскинулся зеленым шатром. Хочу туда! Приземляемся.
Выставляется картинка - модель «Лес».
Воспитатель предлагает отправиться в зеленый кинотеатр и посмотреть
фильм про «Смешанные леса».
Воспитатель: Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Как называется лес, где растут сосны, ели, кедры? А если только деревья с листьями? А как будет называться лес, где перемешаются лиственные и хвойные деревья?
Мы - жители Москвы, и наш город находится как раз в зоне смешанных лесов. Ближе к северу леса становятся гуще, в таких лесах больше сосен и елей – хвойных деревьев. К югу – леса светлее, деревья в таких лесах с большими листьями, с леса называются широколиственными.
Территория смешанных лесов расположена посередине нашей страны, такое местоположение называется средняя полоса России. 3 месяца в нашей полосе длится зима, 3 месяца - весна, 3 месяца - лето, 3 месяца - осень.
Очень много разных растений произрастает в наших краях, отсюда большое разнообразие животных.
Воспитатель просит вспомнить и выложить картинки с животными, которые встречаются в смешанных лесах.
Воспитатель: Давайте сделаем карту, наклеим силуэты деревьев и растений средней полосы, которые мы подготовили заранее.
Коллективная аппликация карта «Смешанный лес» (наклеиваем готовые формы).
Лягушка: Вот здесь мне нравится, здесь хорошо. Остаюсь! Да вот и болото мое, родное!
Воспитатель сажает лягушку в болото.
Воспитатель: Ребята, все, что нас окружает: леса, поля…. это все наш родной край. Об этом очень красиво говорится в стихотворении
П. Воронько «Лучше нет родного края!».
Ребенок читает стихотворение.
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
-Лучше нет родного края!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Большая наша Родина, много интересных мест в России. Но лучше нет того места, где ты родился, вырос, где живут твои родные.
Воспитатель: Много мест на карте нашей Родины, где мы еще с вами не побывали. Поэтому во время следующего нашего путешествия нас ждет много нового и интересного.