Екатерина Московская
Конспект занятия по восприятию художественной литературы «Друг познаётся в беде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по восприятию художественной литературы
Цель: формирование умения понимать основную идею текста, эмоционально реагировать на прочитанное.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с произведением
2. Формировать умение критически оценивать поступки героев произведения
3. Обогащать словарь детей словами-признаками при описании лесных обитателей; при описании качеств настоящего друга : смелый, отзывчивый, добрый и т. д.
4. Учить преодолевать чувство неполноценности, трудности в общении.
Развивающие:
1. Развивать диалогическую речь
Публикация «Конспект занятия по восприятию художественной литературы „Друг познаётся в беде“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук
3. Развивать самооценку.
Воспитательные :
1. Воспитание ценностных ориентаций детей посредством сказки
2. Закрепить понятия дружба и настоящий друг
3. Воспитывать чувство сопереживания и взаимовыручки.
РППС: произведение, презентация с лесными обитателями на экране, портрет автора, аудио записи, су-джоки на каждого.
Мотивационный этап.
-Ребята, послушайте песню (песня «Мы такие разные»)
- О чём она? (о том, что все люди на планете не похожи друг на друга, о дружбе)
-Чем мы отличаемся друг от друга?
- Чем отличаются лесные обитатели?
Посмотрите на экран.
(на экране лиса, ёжик, соловей, медведь)
-Чем может похвастаться лиса? (красотой)
-Медведь? (силой)
-Заяц? (прыгучестью)
-А ёжик? (колючками)
- Кто бы из них мог стать другом ёжику? (все)
- А настоящим другом? (предположения детей)
-Кто такой настоящий друг? (тот, кто приходит на помощь, выручает)
Ориентировочный этап.
- Вы хотите узнать, кто на самом деле стал ёжику настоящим другом? Как узнать? (прочитать)
Садитесь на стульчики.
Исполнительский. Чтение текста с вопросами, комментариями, эмоциями.
О. Хухлаева «Ёжик Витя»
В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. (Надо же, у ёжика есть имя)Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. (Почему)Никто из зверей не хотел дружить с ним.
— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты? — говорила Вите лиса.
— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.
— Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,— пищал зайка.
— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя,— курлыкал ему прямо в ухо соловей.
Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. (Что он видел) «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального! слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел. (Вот как бывает)
Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький»,— подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком (как это) и бросился охотнику под ноги.
Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался, пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая (Что случилось с ним) ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса. (Зачем пришла)
— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, -— сказала лиса.
С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.
Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.
Обобщающая беседа
– Почему плакал ёжик?
- Что с ним было не так?
– Что изменило жизнь ёжика?
– Кого ёжик называет настоящим другом?
- Как считаешь ты?
-Как изменилась лиса по отношению к ёжику?
Творческое задание: в зависимости, какую карточку вытянет ребёнок (лиса, медведь, заяц, он принимает на себя роль героя и изображает его, когда звучит подходящий к образу музыкальный отрывок.
Динамическая пауза:
«Ёжик» (су-джок).
Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошки бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам).
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).
Упражнения с массажными шариками (основные приемы)
Знакомство с автором.
-Ребята, как вы думаете, кто является автором этого произведения, мужчина или женщина? Почему?
Перед вами портрет автора – О. В. Хухлаева
Рефлексия: Вам понравилась сказка? Чему научила? Что бы вы сказали о ёжике, какой он?
Перспектива: придумать секрет настоящей дружбы и поделиться им с ребятами в группе