Татьяна Алферова
Конспект занятия «Звуки [М]-[М’]. Буква [М]» в подготовительной группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте “Звуки М-МЬ. Буква М” в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Тема: звуки М-МЬ. Буква М.
Коррекционно-образовательные цели: учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля.
Публикация «Конспект занятия „Звуки [М]-[М’], Буква [М]“ в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- расширять и уточнять словарь.
Коррекционно-воспитательные: развивать у детей наблюдательность;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Материал: костюмы для Мишки и Мышки (или мягкие игрушки, предметные картинки (мак, самолет, дом, мотоцикл, морковь, помидор, пирамида, мед, медведь, мяч, зеркала, камень небольшого размера, ватные шарики, мяч, индивидуальные конверты с фишками синего и зеленого цвета и счетными палочками, емкость с водой, салфетки, листы с домашним заданием для закрепления темы.
Ход занятия
Вводная часть
• Логопед организует приветствие. Создание мотивации
Логопед: Ребята сейчас к вам придут гости. А кто они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:
Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит. (медведь). Молодцы! А теперь вторая загадка:
Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это … (мышка)
Логопед: Молодцы! К вам сегодня придут Мышка и Мишка. После стука в дверь входят Мышка и Мишка. Здороваются с детьми:
- Здравствуйте ребята. Мы принесли вам в подарок картинки.
Конверты с картинками отдают логопеду (в конверте картинки с предметами в названии которых встречаются звуки М и МЬ)
Логопед:Спасибо Мышка и Мишка.
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
- Мы знаем, что вам нужно спешить в лес, готовиться к зиме. Мы рады были вас видеть. До свидания Мышка и Мишка!
Основная часть
• Фронтальная работа, организация диалога
Логопед достает из конверта картинки от Мышки (картинки, в названии которых звук М твердый, затем картинки от Мишки (с мягким звуком М). Дети называют изображенные на них предметы. Логопедом проговариваются словас утрированно произнесенными изучаемыми звуками.
Логопед:Ребята, вы называли разные картинки. Какие звуки вы слышали чаще всего? Правильно, и тема нашего занятия “ звуки М и МЬ”.
• Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами
Логопед:Посмотритев зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
Логопед: ЗвукМкакой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются)
Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета)в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются)
• Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”
Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.
• Звуковой анализ слогов МЫ и МИ
Логопед: Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!
Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.
• Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.
Логопед бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.
МА - (м я) АМ - (амь)
Мо - (м ё) ОМ - … (омь)
М у - (мю) УМ - (умь)
Мы -(ми) ЫМ - (ымь)
Мэ -… (ме) ЭМ - (эмь)
Логопед: Молодцы ребята! Теперь давайте сядем и сделаем упражнения для наших ручек. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость. Развитие межполушарного взаимодействия
• Игра “Кулак – ребро – ладонь”. На плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга.
Игра “Солнышко”
• Дидактическая игра “Камень – вата”. Дифференциация твердых и мягких звуков
Логопед: Хорошо поработали ручками, а сейчас поиграем в игру “Камень – вата”. Дети выбирают себе картинки. На ковре стоят два столика. На одном лежат камешки, а на втором ватные шарики. Ребенок называет предмет на своей картинка, и определяет твердость или мягкость звука М. Затем относит свою картинку либо к камешкам (твердый звук, либо к ватным шарикам (мягкий звук).Детям разрешается потрогать камешки и шарики.
• Знакомство с буквой “М”
Логопед: Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков (слайд №1). Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М” (слайд №2). Логопед зачитывает стихотворение: “Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали”, а двое детей в это время изображают букву М. Остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем пишут букву на воде.
• Игра “ Поле чудес”.
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру “Поле чудес”! Я загадала слово! Вы можете узнать, что я загадала, если составите слово по первым звукам названий картинок на доске.
На экране появляются одна за другой картинки (слайды №3-6). Дети последовательно выделяют первые звуки в словах и составляют слово мама.
Изображение угаданного слова появляются на экране монитора.
Получилось слово “МАМА”. Дети читают его.
Логопед: Ребята, я приготовила для вас домашнее задание. После сна с воспитателем вы его выполните, и закрепите пройденный материал.
Итоги
Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня. Какие звуки мы с вами изучали? Что было самым интересным на занятии? Что было самым трудным?