Елена Мусягина
Конспект логопедического занятия «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
«Весна. Признаки весны.»
Цель: Уточнение, расширение и активизация словарного запаса детей по теме «Весна. Признаки весны.».
Задачи:
• Закрепить представления о весне и её приметах;
• Формирование целостного впечатления об изображенном на картине «Грачи прилетели».
• Совершенствовать грамматический строй речи;
• Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза слов;
• Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений);
Публикация «Конспект логопедического занятия „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
• Развитие связной речи, фонематических представлений, мышления;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
1. Организационный момент. (Чтение логопедом стихотворения Е. Стюарт «Весна».)
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. Дети занимают места около стульчиков, стоящих полукругом перед мольбертом.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о весне. Послушайте стихотворение о весне. Сядет тот, кто запомнит хотя бы одну примету весны из этого стихотворения.
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла.
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну вставай, медведь!
- На веточку дохнула
- Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Дети называют по одной примете весны и садятся. Логопед предлагает им перечислить не названные приметы.
2. Д/упражнение «Назовите ласково» (с мячом)
- Теперь мы с вами знаем, что весна – настоящая волшебница. А давайте тоже займемся волшебством и превратим предметы обычных размеров в маленькие.
Солнце - солнышко
Ручей – ручеек
Облако - …
Лист - ….
Дерево - …
Птица - ….
Капля - ….
3. Упражнение в развитии слухового восприятия.
Дети проходят к столу с предметными картинками весны.
Логопед. Дети, вы очень хорошо справились с этим заданием. На этих картинках весна изображена во всей красе, но весной можно не только любоваться, её можно и послушать. Она наполнена разнообразными звуками. А теперь я вас попрошу прислушаться.
Дети поочередно прослушивают аудиозаписи и распознают звуки природы (капель, ручеек, пение птиц, дождь)
4. Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» и беседа по ней.
Дети проходят на стульчики, перед мольбертом.
Логопед помещает на мольберт репродукцию картину «Грачи прилетели».
Логопед. В стихотворении говорится:
«Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов».
- Кто это такие? Как мы называем их?
Дети. Это перелетные птицы.
Логопед. Что вы знаете о перелетных птицах?
1-й ребенок. Они улетают в теплые края осенью, а возвращаются к нам весной.
2-й ребенок. Они прилетают и начинают строить себе гнезда, выводят птенцов.
Логопед. Верно. Каких перелетных птиц вы видите на картине русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова?
3-й ребенок. Это грачи.
Логопед Что делают грачи?
4-й ребенок. Они строят гнезда на березах и собираются выводить птенцов.
Логопед. Перечислите все, что делают грачи.
1-й ребенок. Летают, кричат.
2-й ребенок. Строят гнезда.
3-й ребенок. Носят в клювах веточки и травинки.
4-й ребенок. Один грач ходит по снегу и ищет веточки.
Логопед. Верно. В грачином поселении кипит работа. Шумные грачи строят гнезда и громко кричат: «Кра! Кра!». Они первыми вернулись к нам из теплых стран и принесли весну на крыльях. Какие приметы весны вы видите на картине?
Логопед организует беседу. Если ответы детей недостаточно развернуты. Он сам делает более развернутые умозаключения.
1-й ребенок. Небо серое, покрыто облаками, но среди облаков видны голубые просветы.
2-й ребенок. Через них пробиваются солнечные лучи.
3-й ребенок. Снег тает. Он стал мокрым, рыхлым, грязным.
4-й ребенок. Побежали ручьи, и среди деревьев стоит вода.
Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо рассказали об изображенном на картине.
Логопед убирает картину с мольберта и приглашает детей за стол.
5. Отгадывание загадок.
Логопед. Отгадайте мои загадки о перелетных птицах и объясните, как вы это сделали.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины.
1-й ребенок. Это ласточка. Она прилетает к нам весной из теплых стран. Свое гнездо она лепит из глины.
Логопед. Верно. А вот и вторая загадка.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
2-й ребенок. Соловей! Он поет лучше всех. У него нежный голос.
Логопед. Очень хорошо. Слушайте третью загадку.
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его….
3-й ребенок. Скворец. Скворечники часто устанавливают на шестах. А еще скворцы – хорошие певцы.
Логопед. Правильно. И наконец, последняя загадка.
Черный. Проворный,
Кричит: «Крак!»
Червякам враг.
4-й ребенок. Это грач. Он черный. Кричит: «Крак!». Он питается червями.
Логопед. Замечательно. Вы не только отгадали мои загадки, но и дали правильные объяснения.
6. Д/упражнение «Выбери картинки»
Логопед раскладывает на столе картинки с изображениями перелетных птиц, а на магнитной доске закрепляет три плоскостных изображения деревьев.
Логопед. На березу или рядом с ней вы поместите тех птиц, в названии которых по одному слогу. На дуб или рядом с ним вы поместите тех птиц. в названии которых по два слога. На рябину или рядом с ней вы поместите тех птиц. в названии которых по три слога.
Дети выполняют задание.
Логопед. Какие птицы на березе и рядом с ней?
Дети. Грач. Гусь.
Логопед. Какие птицы на дубе или рядом с ним?
Дети. Скворец, аист.
Логопед. Какие птицы на рябине или рядом с ней?
Дети. Ласточка, соловей.
7. Д/упражнение «Составь предложение»
Логопед предлагает детям продолжить работу, убирает лишние изображения птиц, а остальные размещает так, чтобы дети могли составить предложения с разными предлогами.
Логопед. А теперь расскажите мне, что делают птицы.
1-й ребенок. Гусь стоит под березой.
2-й ребенок. Скворец сидит на ветке дуба.
3-й ребенок. Ласточка летает над рябиной.
4-й ребенок. Аист стоит между дубом и рябиной.
Логопед убирает плоскостные изображения.