Ольга Губер
Конспект занятия по теме «Уроки доброты»: по рассказу В. П. Астафьева «Деревья растут для всех»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
Обучающие: познакомить воспитанников с фактами биографии В. П. Астафьева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; научить выявлять идею художественного произведения, осознавать авторский замысел.
Развивающие: развить внимание, логическое мышление, навыки работы с книгой.
Воспитательные: воспитать интерес к литературе, нравственные качества (милосердие, сострадание, жалость, доброта, самостоятельность
Ход занятия
1. Оргмомент
Публикация «Конспект занятия по теме „Уроки доброты“: по рассказу В, П, Астафьева „Деревья растут для всех“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Упражнение «Доброе тепло»
Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдёт «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. - Что вы ощутили, ребята? - Я ощутила тепло ваших сердец через прикосновение, и моё сердце наполнилось добротой.
2. Подведение к теме
Ребята, посмотрите на слайд. Кто это? ( на слайде фотографии писателей: Р. П. Погодина, Л. А. Кассиля, Е. И. Носова, В. П. Астафьева. С произведениями этих авторов мы с вами познакомились на занятиях по программе «Читать. Знать. Помнить». Давайте соотнесем имена писателей с их произведениями. Ответы детей. Сегодня на занятии мы будем знакомиться с рассказом одного из этих авторов. А что за автор, вы мне скажете. Я назову интересные факты из его биографии, и вы поймете, о ком идет речь.
Интересные факты:
В этом году отмечается 100-летие со дня рождения писателя.
Мать писателя погибла, когда ему было семь лет, утонув в Енисее.
После смерти матери писатель воспитывался бабушкой по материнской линии
Выпускник детского дома
Прошёл всю войну обычным солдатом, но получил огромное количество наград, среди которых и орден Красной Звезды.
Написал много произведений о войне и деревенской жизни
Догадались, о ком идет речь? Ответы детей. Да, речь пойдет о В. П. Астафьеве и его произведении, о каком, вы узнаете чуть позже.
Мы знаем, что любое произведение чему-то учит нас, любое произведение преподносит нам какой-либо урок.
В своих произведениях В. П. Астафьев поднимал нравственные проблемы: что такое доброта, милосердие, благодарность. Сегодня мы с Вами прочитаем рассказ В. П. Астафьева «Деревья растут для всех» Тема нашего занятия «Уроки доброты» : по рассказу В. П. Астафьева «Деревья растут для всех».
3. Целеполагание
Ранее мы с Вами познакомились с рассказами В. П. Астафьева : «Старая лошадь», «Солдат и мать».
В этих произведениях нравственные качества проявляли взрослые: в рассказе «Старая лошадь» русский солдат застрелил смертельно раненную лошадь, чтобы остановить мучения животного. В рассказе «Солдат и мать» главный герой пожалел, проявил милосердие к матери предателя.
Как вы думаете, а может ли ребенок проявить себя? Вы бы смогли проявить себя?Показать свои нравственные качества? Давайте сформулируем цели нашего занятия. Ответы детей.
Цели занятия :
- какие благородные поступки может совершить ребенок в мирное время?
-нужна ли поддержка, помощь взрослого в этом?
Ответить на эти вопросы нам поможет рассказ В. П. Астафьева «Деревья растут для всех».
Как мы узнаем, по каким критериям определим, достигли ли мы наших целей? Ответы детей. Когда мы четко сформулируем ответы на поставленные вопросы.
Перед тем, как мы обратимся к тексту рассказа, предлагаю составить план нашей работы. Ответы детей.
План работы:
1. Прочитать рассказ.
2. Узнать значения незнакомых слов
Обратить внимание на события и мысли главного героя рассказа, проанализировать его поступки и мысли.
3. Сделать вывод.
4. Чтение с остановками
1 отрывок. Аудио отрывок. С начала до слов «со двора меня никуда не отпускали…»
Мальчик заболел малярией. Знаете ли вы, что это за болезнь?
Словарная работа
Половодье-подъём уровня воды в реке.
Малярия – опасное для жизни заболевание, которое передается людям некоторыми видами комаров. Основные симптомы малярии: приступы сильного озноба и лихорадки до 40 С.
Как еще автор называет эту болезнь? Ответы детей. Найдите в 1 отрывке, прочитайте. Да, правильно, трясуха.
Давайте смоделируем с точки зрения современной медицины эффективность лечения мальчика народными средствами, заговорами. Чем его лечила бабушка? Ответы детей.
Как вы думаете, можно ли вылечить человека от серьезной опасной болезни такими средствами? Ответы детей. Бабушка поила внука хиной.
Словарная работа
Хина- лекарство, помогает при лихорадке, сопровождающейся головной болью, тошнотой и беспокойным состоянием.
2 отрывок читает педагог до слов «глядя на птичку, и я начинал зевать»
О какой птице идет речь в этом отрывке? Ответы детей. Знаете ли вы, что это за птица?
Интересными фактами об этой удивительной птице с нами поделиться Артем Г.
Какая беда случилась у мухоловки? (кошка добралась до гнезда и съела птенцов).
3 отрывок читают дети по цепочке до слов «боярка высокой не будет…»
Боярка- что за растение такое? Оказывается речь идет о боярышнике.
Боярышник представляет собой высокий кустарник с колючками. Поэтому растение имеет ещё одно название — боярышник колючий. Раньше люди верили, что колючие растения смогут защитить их от злых духов, насылающих болезни. Древние греки подвешивали ветки боярышника над входом в жилище. Буряты размахивали ими над колыбелями заболевших детей. Ростом он от 1 до 5 м. Живёт боярышник до 200 лет.
Боярышник помогает снижать давление и уровень холестерина в крови, а также нормализует пищеварение.
- Найдите в тексте загадку про это дерево. Ответы детей (дерево ханское, платье на нем шаманское, цветы ангельски, когти дьявольски).Ответы детей. А о чем мечтал мальчик?
Чем он занимался в укромном уголке? Ответы детей.
Скажите, какими качествами обладает мальчик? Назовите его черты характера. (Мальчик добрый, заботливый, любит природу. Фантазер)
Физминутка
4 отрывок аудио отрывок до слов «. и меня уже отпускали…»
Как вы думаете, нужен ли совет, поддержка взрослого для мальчика, чтобы совершить благородный поступок? Ответы детей. К кому обратился мальчик? Ответы детей.
5 отрывок читают дети по цепочке до слов «. в корзине, как у дядюшки Якова.»
Бабушка любила повторять:«. кто ест «луг», того бог избавит от вечных мук, и таскала того «лугу» домой много.» Скажите, пожалуйста, а что такое луг? Ответы детей. Луг — это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Отличие луга от леса заключается в том, что в лесу основной растительностью являются деревья, а луга–травы. На лугах растут : клевер, клевер медонос, одуванчики, зверобой, луговой василек, ромашка, тимьян ползучий. Что приносила бабушка в своей корзине? Найдите в тексте, прочитайте. Кто знает, что за трава такая девятишар? Ответы детей.
На Руси в старину считалось, что корень чудодейственной травы обладает девятью волшебными силами и исцеляет от такого же числа недугов. Отсюда и название – девясил, в народе эту траву называют девятишар.
Зачем она приносила травы домой, для чего? Ответы детей.
Как вы думаете, в наше время пользуются ли лекарственными растениями? Ответы детей. Современная медицина шагнула далеко вперед. Лекарственные травы в наше время являются дополнительным, но не основным способом. Ребята, обратите внимание, в рассказе много загадок. Найдите загадку про плоды рябины. «Под ярусом, ярусом, висит зипун с красным гарусом».Ответы детей. Кто еще нашел загадки, прочитайте. Ответы детей.
6 отрывок до конца
Сбылась ли мечта мальчика (Конечно, сбылась! Слова, подтверждающие это, есть в приведенном отрывке: «И опять я начал видеть в мечтах высокое-высокое дерево. И опять жило на этом дереве много птиц, и появлялась на нем зелененькая, а осенью желтая хвоя».
- Как вы понимаете слова бабушки: «Деревья растут для всех»? Какой же смысл вложил автор в название рассказа? (Совершая добрые поступки, человек делает окружающий мир прекраснее. Мальчик Витя посадил дерево не только для своего удовольствия, но и для того, чтобы хорошо было всем вокруг — и людям, и птицам. Рассказ помогает увидеть мир во всем его многообразии и открыть свою душу добру и хорошим поступкам)
Как вы думаете, в какие ещё моменты жизни у человека может возникнуть желание посадить дерево? Ответы детей. Некоторые хотят помочь природе: из-за вырубки лесов многие представители животного мира страдают. А некоторые сажают деревья для того чтобы было больше тени…
7. Рефлексия
Чему учит рассказ "Деревья растут для всех"
Рассказ учит любить природу, наблюдать за жизнью живых существ. Учит заботиться о других. Учит мечтать и стараться сделать мир лучше.
Витя очень хотел посадить дерево и тем самым принести пользу всем людям и животным. Он стойко переносил болезнь и не отчаивался, даже когда оглох. Он умел найти себе занятие даже в эти трудные дни. Он не опускал руки и делал что-то полезное. Каждый человек должен посадить хотя бы одно дерево и сделать наш мир еще лучше и красивей.
Вот посадил мальчик вроде бы для себя да для мухоловки, а вырастет лиственница — и всем вокруг будет радостно. Все будут пользоваться деревом и любоваться его красотой.
Делая добро (а посадив лиственницу, Витя сделал хорошее дело) другим, человек становится счастливее. А что дают человечность и доброта человеку?
Конечно, уважение и любовь близких, хорошие отношения с друзьями и одноклассниками
Говорят, человек не зря жизнь проживет, если посадит дерево, построит дом, вырастит детей.
Самооценка. Перед вами дерево с листочками. Если на занятии было все понятно, прикрепите листочки высоко на дереве, если возникали сложности, чуть ниже, если было сложно и непонятно на занятии, то внизу
Взаимооценка. А теперь оцените работу соседа по парте. Красные листочки- ты молодец, желтые листочки- я доволен твоей работой, оранжевые- ты мог работать лучше.
Ребята, мы с вами прочитали рассказ, проанализировали, усвоили уроки В. П. Астафьева, уроки доброты, сделали выводы, а теперь скажите, а для чего мы это делали, где пригодятся эти знания вам? Ответы детей. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу!