Марина Пегливонян
Конспект занятия «Трудом славен человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
воспитывать уважение и любовь к труду.
Задачи:
Обучающие:
расширить представление детей о значении труда в жизни общества.
Развивающие:
побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию; развивать творческие способности.
Воспитательные:
формировать умение работать в группе.
Публикация «Конспект занятия „Трудом славен человек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Ход занятия.
1. Орг. момент. (1 слайд- заставка).
Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Давайте подарим друг другу приветливую улыбку. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала счастливее и интереснее. Думаю, и занятие наше сегодня пройдёт интересно и познавательно.
2. Основная часть.
А поговорим мы с вами о том, без чего невозможно жить, о том, что нам доставляет много забот, о том, что нас часто радует и огорчает, о том, чем мы с вами занимаемся всю жизнь. И чтобы не гадать, о чем я сейчас веду речь, начнем работу.
2.1. Определение темы и целей занятия
Перед вами на столе лежит конверт. В нем пословицы «разрезаны» по словам, попробуйте их верно восстановить и объяснить. Один представитель группы выходит к доске, прикрепляет пословицу и отвечает.
1)СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК НЕ СЛОВАМИ, СЛАВЕН ДЕЛАМИ.
(чем много говорить лучше доказать это делом).
2)ПТИЦУ УЗНАЮТ В ПОЛЁТЕ, ЧЕЛОВЕКА В РАБОТЕ.
(какое бы мнение о человеке не создавалось, его можно узнать хорошо в том, как он работает, относится к делу).
3)ЯЗЫКОМ НЕ ТОРОПИСЬ, А ДЕЛОМ НЕ ЛЕНИСЬ.
(не стоит много говорить языком когда что-то делаешь, а когда делаешь дело не ленись и сделай правильно).
-Ребята, я думаю, что вы догадались, о чём мы сегодня поговорим. (ответы детей). Конечно, о труде. Тема нашего занятия «Трудом славен человек». (2 слайд). Мы будем не только говорить о нем, но и трудиться. Мы узнаем с вами, почему именно труд славит человека.
2.2. И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К. Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Читаю рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Интерактивная беседа.
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего занятия.
• Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как сереб-ро? (Потому что он трудился.)
• Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
• Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает автор, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
• Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
• Труд красит человека, а безделье его уродует.
• Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
• Только в труде человек может раскрыться.
• Без труда человек заржавеет и заболеет.
2.3. Чтение стихотворения воспитанником.
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
2.4. Мини – лекция «Значение труда в жизни человека».
Труд сделал человека человеком. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до Эйфелевой башни, - создано трудом. Только труд приносит человеку счастье, даёт уверенность в завтрашнем дне.
- Как называют человека, который любит трудиться? (Трудолюбивый).
- Подберите антоним к слову «трудолюбивый». (Ленивый)
Кому лучше живётся на свете – ленивому или трудолюбивому человеку? Почему?
Некоторым лентяям вовсе не скучно жить, возможно, они даже не знают о том, что ленивы. Русский учёный, академик Дмитрий Сергеевич Лихачё в писал: «Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит всё подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще, бездельник всегда очень занят».
- Полезно ли такое времяпровождение?
(ответы детей)
2.5. Творческая работа.
Можно ли избавиться от лени? Как? Мы с вами составим рецепт «Как избавиться от лени?» Давайте его изобретем и запишем на доске.
Но, думаю, среди вас нет ленивых, ведь вы тоже трудитесь,убираете свою комнату, дежурите, подметаете территорию. Но самый важный и самый главный ваш труд – это учеба. Он вовсе не так уж легок, не так уж прост. Недаром же слова «труд» и «трудно» - родные братья.
(Вызвать одного ребенка из группы к доске, остальные подсказывают с места). ( лекарство от лени: 1. Зарядка, 2. Спланировать свой день,3. Достичь поставленной цели).
2.6. Существует огромное множество профессий. Проверим, знаете ли их вы.
Поезд водит (машинист)
Пашет в поле…. (тракторист)
Самолётом правит….(лётчик).
Клеит книжки….(переплётчик)
В школе учит нас…. (учитель)
Строит здания (строитель)
Красит стены нам ….(маляр).
Столы делает (столяр).
Песни нам поёт…. (певец).
Торговлей занят …. (продавец).
На станке ткёт ткани (ткач).
От болезней лечит ….(врач).
Лекарства выдаст нам …. (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне…. (пекарь).
Нарисует нам (художник).
Сапоги сошьёт (сапожник).
Нам печку сложит на зиму….(печник).
Обслужит в поезде нас…. (проводник).
Молодцы, ребята!
Есть еще одна среди многих замечательных профессий - самая лучшая и самая полезная для души человека.
Я дам вам 2 подсказки об этой профессии.
• Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
• Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л. Н. Толстой писал, что (3 слайд) «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
За труд, за умелые, талантливые руки таких людей называют человек – золотые руки. Их поощряют, они получают награды: почетные звания, грамоты, ордена, медали. Их труд славит. И не зря говорят: «Трудом велик и славен человек».
2.7. Предлагаю просмотреть притчу «Две лягушки».(4 слайд)
Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула.
А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.
- Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)
Беседа по теме.
В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд.
2.8. А сейчас мы с вами сделаем древо «Профессий».
На листе ватмана нарисовано дерево, у каждого воспитанника на столе вырезаны листочки напишите на них кем вы хотите стать, обоснуйте выбор прикрепите к нашему дереву.
2.9. (5 слайд) Ролик «Самые востребованные профессии».
3. Подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итог: (6 слайд)
- Зачем же все-таки человеку трудиться?
Закончите предложения:
1. Сегодня я узнал…
Завершить занятие хочу такими словами : (7 слайд)
«Не забывайте, что жизнь – это труд. Трудитесь и будьте счастливы».