Нина Иванова
Конспект занятия по теме «История России» в форме интеллектуальной игры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизировать познавательный интерес детей к истории России.
Задачи:
1. Формировать у детей навык партнерских отношений, связанных общим делом.
2. Развивать у детей умение применять ранее полученные знания в нестандартной ситуации.
3. Воспитание у детей патриотических чувств, любви к своей Родине.
Оборудование: проектор, экран, музыкальная аппаратура, компьютер, ящик, волчок, вопросы, конверты.
Время проведения: 40 мин.
Состав участников: участники интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» (воспитанники центра)
Публикация «Конспект занятия по теме „История России“ в форме интеллектуальной игры» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Россия. Викторины, интеллектуальные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Предварительная работа: цикл занятий по истории России.
Содержание игры : в игре участвует команда из 6 человек. Все вопросы распределены на 4 основные группы: история Российского флага (красная карточка, правители России (желтая карточка, исторические события (синяя карточка, традиции русского народа (зеленая карточка). В каждой серии вопросов есть блиц-опрос, состоящий из 3 вопросов (кроме серии «Традиции «). На обсуждение каждого вопроса серий команде дается 3 мин. За правильный предварительный ответ до сигнала о начале обсуждения команда получает дополнительную минуту. Предварительно дети придумывают название своей команды, изготавливают соответствующие эмблемы с именем.
I. Водная часть.
Ведущий:
Слайд 1
Стихотворение говорит ребенок
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», посвященной истории нашей страны России. В нашей игре сегодня участвует команда «…»
Представление участников команды, последним представляется капитан.
II. Основная часть
Ведущий: Итак, команда готова к игре? Тогда начнем игру с разминки.
Разминка:
1. Назовите страну в которой мы живем?
2. Назовите столицу нашей родины.
3. Основные символы государства. Назовите их.
- Разминка прошла успешно, повторим правила игры.
Проговариваются правила игры (см. стр. 2)
Ведущий: Капитан команды вращает волчок и определяет вопрос, на который следует ответить и заработать первое очко.
Группы вопросов:
История Российского флага.
1. В древности вместо слова «флаг» употреблялось слово «стяг».
Вопрос: Что означало выражение «поставить стяг»?
(Стяг - это древнерусское название воинского знамени. Служил сигналом для воинов в походе и сражении. Поэтому выражение "поставить стяг" означало построение дружины к битве. Стяг как бы "стягивал" витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. Вокруг стяга в боевом порядке строились войска).
2. Этот флаг был создан по указу царя Алексея Михайловича в 60-е годы XVII века для первого военного корабля.
Вопрос: Укажите этот флаг на слайде. Как назывался первый военный корабль?
Слайд2
• (в царствование Алексея Михайловича над первым русским военным кораблем «Орел» был поднят Российский флаг. Бело – сине – красный был выбран самим царем после обращения инженера Бутлера, руководившего постройкой корабля, к Боярской думе с просьбой «… испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг» Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части-крыжи. Первый и четвертый были белые, второй и третий – красные.
3. Блиц – опрос
- опишите флаг Российской Федерации;
(белый, синий, красный сверху-вниз)
- назовите дату, когда был утвержден флаг Российской Федерации. Сейчас этот день в календаре отмечен как День Государственного флага Российской Федерации.
(22 августа 1991 года)
- Назовите флаг военно-морского флота
(белый с голубым андреевским крестом)
Слайд 3
Правители России.
1. Великий царь, царь – реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Вопрос: О ком идет речь в стихотворении? Каковы заслуги этого человека перед отечеством вы знаете?
Слайд 4
(Петр I. Его заслуги перед Отечеством – строительство кораблей, создание флота и армии, распространение любимого корнеплода – картофеля, получение выхода в Балтийское море и многое другое).
2. Важнейшим этапом в процессе единого Российского государства было княжение этого царя. Это время образования основной территории России, окончательного освобождения ее от монгольского ига. Этот царь принял новый титул – государь сея Руси.
Слайд 5
Вопрос: Назовите имя царя.
(Иван Ш, Иван Грозный)
3. Блиц – опрос
- назовите полное имя президента России
(Владимир Владимирович Путин)
- Северная столица нашего государства
(Санкт – Петербург)
- Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.
Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана-звонаря?
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
О каком городе идет речь в стихотворении? (Москва)
Исторические события
1. О каком сражении идет речь в стихотворении? Слайд 6
…. Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту
Всю мощь и силу русского штыка.
Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи
Ещё в России не было у нас,
Когда дышать вдруг становилось нечем
И ясный день в дыму сраженья гас.
(Бородинское сражение 26 августа 1812 года)
2. Слайд 7
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Вопрос: О каком воскресенье, событии идет речь в стихотворении? Назовите точную дату.
(22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны)
3. Блиц – опрос
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
- Вопрос: Назовите автора стихотворения?
(М. Ю. Лермонтов)
- В далеком 1961 году изумленное человечество стало свидетелем одного события. Важным этапом в подготовке этого события стала отправка животных в космос. Самыми знаменитыми оказались собаки Белка и Стрелка.
Вопрос: Что за событие 1961 года и кто главный герой?
(Первый полет в космос 12 апреля 1961 года, Ю. А. Гагарин)
Слайд 8
Эй ты, песня, песня огневая,
Выжигай дотла фашистский сброд,
Чтоб не смела вражья свора злая
Лазить в наш советский огород.
И летят снаряды в тьму густую,
И огнем окрашен небосвод.
Пусть услышат "девушку простую",
Пусть запомнят, как она поет!
- О какой такой песне огневой идет речь в этом стихотворении?
(Уже в конце 1941-го было положено начало новому большому циклу стихотворных вариантов песни. Произошло это, когда решалась судьба битвы за столицу, и по всем фронтам прогремела молва о новом оружии, которое любовно назвали "катюшей". И сразу же солдаты запели о ней — укрепляющей веру в победу, наводящей панический страх на врагов)
Традиции русского народа.
1. В преддверии весны все ждали веселого праздника. Этот праздник пришел еще с языческих времен – это праздник встречи весны, а также проводов зимы. Название праздника появилось неспроста. Последняя неделя перед постом такова, что мясо кушать уже нельзя, а молочные продукты можно. Едят блины с молочными продуктами, куда входит и масло. Так, благодаря, главному праздничному блюду и появилось название этого праздника.
Слайд 9
Вопрос: О каком празднике идет речь? (Масленица)
2. Существует поверье, что в эту ночь один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгают через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.
Слайд 10
Вопрос: О какой ночи идет речь?
(Праздник Иван Купала)
3. По славянским поверьям в каждом жилище существует незримый покровитель, дух, охраняющий дом и его жителей. Для того чтобы вдруг не оказаться у домового в немилости, хозяева разговаривали с ним, просили о защите и помощи, подкармливали. Молоко с подсоленной краюшкой хлеба ставили за печку или опускали в погреб. Считалось, что именно эти места и выбирал дух-доможил для своего отдыха. Когда же съезжали из старой хаты, хозяева звали с собой доброго дедушку-домового отправиться с ними в новое обиталище.
Вопрос: Назовите имя покровителя.
(Домовой)
Слайд 11
III. Заключительная часть.
Подведение итогов игры.
Рефлексия.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам сказать несколько слов об игре. Понравилась вам или нет. Что понравилось? Что не понравилось?
Награждение участников игры грамотой за активное участие.