Ирина Кокуркина
Конспект занятия по социальному развитию «Права ребенка» для детей старшего дошкольного возраста
МДОУ «Детский сад № 144» г. Ярославль
Конспект занятия по социальному развитию на тему :
«Права ребенка» для детей старшего дошкольного возраста
Кокуркина Ирина Валентиновна
Воспитатель
1 квалификационной категории
Группа «Земляничка»
г. Ярославль
Публикация «Конспект занятия по социальному развитию „Права ребенка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
2017 год
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с правами детей, указанными в «Конвенции о правах ребенка».
Продолжать формировать у детей представления о своих правах.
Учить детей рассуждать, делать выводы;
Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей;
Учить применять полученные знания в реальной жизни, активизировать словарный запас у детей.
Развивать способность анализировать действия, поступки людей.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Предварительная работа:
1. Просмотр презентации «Конвенция о правах ребенка».
2. Чтение художественной литературы: сказки «Дюймовочка», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят» и др.
3. Беседы по теме «Права ребёнка»,
4. Рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц.
5 Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Я помогаю маме», «Вызов врача» и др.
Материалы и оборудование: Коврограф – 2 шт, Сказочные персонажи : колдунья Бастинда, жители сказочной страны, башня, замки и ключи,посылка с письмом, книга самодельная «Конвенция о правах ребенка», карточки с изображением прав ребенка, игра «Где чей дом», картинки «опасные и безопасные предметы», картинки с разным спортивным инвентарем, иллюстрации с героями из разных сказок, аудиозапись шума и свиста
Ход занятия:
Вводная часть:
В. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем всем доброго утра.
Д. Доброе утро!
В. Чтобы у нас было хорошее настроение, давайте назовем друг друга ласковым именем.
Д. Сашенька, Катенька, Лизонька, Сонечка, Софиюшка, Арсенюшка и т. д.
(Стук в дверь. Почтальон приносит посылку.)
В. К нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что там. (Открывают коробку, достают письмо и книгу. Читают письмо.)
«Уважаемые ребята, нам срочно нужна ваша помощь. Злая колдунья Бастинда отняла у детей родителей и заточила их в высокой башне. Самих детей заставила работать на себя. Мне одной не справится с такой могучей колдуньей. Волшебница Стелла.)
В. Ребята, давайте посмотрим, что же это за книга?
«Конвенция о правах ребенка»
Какая хорошая книга. Ребята, кто знает, о чем эта книга?
Д. Эта книга о правах детей, о том, что должны иметь дети.
В. Правильно. Все мы живем в обществе. Люди должны знать, что имеют право они делать и что не имеют. Для этого была написана книга «Всеобщая декларация прав человека». Эта декларация была написана для взрослых. Для детей позже была написана вторая книга - «Конвенция о правах ребенка».
Ребята, вспомните, какие права детей вы знаете?
Д. Право на жизнь, право на семью, право на имя, право на медицинское обслуживание, право на жилье и т. д.
В. Молодцы. Свои права вы знаете.
Ребята, как вы думаете, почему волшебница Стелла прислала именно эту книгу в помощь? Что могло случиться в волшебной стране?
Д. Колдунья могла обидеть детей, нарушить их права.
В. Скорей всего так и есть.
Ребята, вы хотите помочь детям волшебной страны?
Д. Да.
В. А вы сможете помочь?
Д. Да.
В. Что нам нужно для этого сделать?
Д. Попасть в волшебную страну.
В. Верно, чтобы помочь жителям волшебной страны, нам нужно туда попасть. На чем мы можем добраться в волшебную страну?
Д. На поезде, на машине, на самолете и т. д.
В. Верно. Но я вам предлагаю в волшебную страну попасть на большом воздушном шаре. (Воображаемая ситуация) Представьте, что у вас в руках воздушный шар. Нам нужно его накачать воздухом, чтобы на нем улететь. Держим шар и накачиваем его.
Д. С-С-С.
В. Хорошо. Еще раз. С-С-С.
Молодцы. Теперь держим наш воображаемый шар и повторяем волшебные слова.
Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Волшебным шариком взмахнем,
В страну чудес мы попадем.
Д. Держат воображаемые шары и повторяют слова.
В. Вот мы и в волшебной стране.
(Раздается гром, свист (аудиозапись…Появляется злая колдунья.)
Б. Что вы здесь делаете, бездельники? А ну быстро в поле работать идите или я прикажу вас выпороть.
В. Вы не имеете права нас обижать. Вы нарушили целых два наших права.
Б. Какие это права я нарушила?
В Ребята, скажите колдунье, какие она права нарушает.
Д. Право на защиту от физического насилия и право на защиту от эксплуатации детского труда.
Б. Кто вы такие? Откуда вы взялись? И где вы взяли эти права, я же все книги сожгла в этой стране.
Д. Мы дети из детского сада. А права знаем из этой книги.
Б. А что это за книга?
Д. Эта книга называется «Конвенция о правах ребенка». Ее написали люди, что бы защищать права детей.
Б. Ну и зачем вы сюда приехали?
Д. Мы приехали помочь детям вашей страны освободить их родителей из заточения.
Б. Хорошо. Если вы такие умные, я освобожу детей от физической работы и выпущу их родителей из башни. Но вы должны выполнить мои трудные задания. Если вы не выполните задания, я и вас в башню посажу.
В. Ребята, сможете ли вы выполнить задания?
Д. Да. Мы согласны.
Б. Ну-с, начнем. Сейчас мы проверим, какие вы умные. Первое задание.
Если вы знаете свои права, скажите, о каком праве говорится на той картинке? (см приложение 1)
Д. Это право-Каждый ребенок имеет право на жизнь, имя и семью.
Б. Угу, справились значит. Ну ничего, это только начало,дальше вам ни за что не справиться.
Посмотрите картинки и уберите те, на которых нарисованы опасные предметы.
Д. (выполняют задание)
Б. Надо же. И с этим заданием справились. Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием. Разделитесь на две группы.
Это бездомные животные. Сможете отыскать им дом?
Найдите каждому животному свой дом. (Приложение 2)
Д. (Выполняют задание)
Б. О каком праве идет речь в этом задание?
Д. Каждый ребенок имеет право на жилье.
Б. Ой, ой, все-то вы знаете. У меня от расстройства даже голова заболела, а от злости печень прихватило….
В. Бастинда, каждый человек имеет право на медицинское обслуживание. Даже ты. Вот на этой картинке все показано. (Приложение 3)
Б. Значит, каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание?.
В. Хочешь, чтобы тебе помогли? Выполняй с нами добрую зарядку, и все у тебя пройдет.
Каждый день у нас ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз.
Все присели, поднялись.
И девчонки, и мальчишки
Побежали все вприпрыжку
И, конечно, очень важно,
Чтоб зарядку делал каждый!
Б. Ой, как хорошо стало.
В. А еще очень полезно заниматься спортом.
Б. Ребята, а вы знаете какие - нибудь виды спорта?
Д. Да
Б. Тогда назовите, какие виды спорта вы знаете?
Д. Футбол, Волейбол, Хоккей, Баскебол, Лыжи и т. д.
Б. Ой, а расскажите мне, какой спортивный инвентарь в каком виде спорта используется.
(Игра «Какой инвентарь в какой спортивной игре используется» Приложение №4)
Б. Все-то вы знаете, все умеете. Но есть у меня еще одно задание, если вы и его выполните, то так и быть выпущу из башни всех взрослых и соединю семьи.
Посмотрите, здесь изображены сказочные герои. Скажите, какие права этих героев были нарушены. (Приложение 5)
Д. (выполняют задание)
Б. Молодцы. Вы справились со всеми заданиями. Я выпущу взрослых из башни. Но вот беда, я забыла, какой ключ к какому замку подходит. Сможете ли помочь найти нужный ключ?
Д. Поможем. (Игра «Подбери ключ к замку»)
(открывают двери и выпускают взрослых)
Б. Вот я и освободила всех. Благодаря вам, я тоже хочу делать добрые дела.
Я ведь знаете, почему такая злая? Мне никто никогда в детстве не говорил добрых слов, вот я и озлобилась.
В. Бедная Бастинда. Мы сейчас это исправим. Поиграем в игру «Комплименты»
Мы будем бросать мячик и говорить комплименты.
Б. А я не умею.
В. Мы тебя научим.
Д. Красивая, Милая, добрая, красивое платье, Замечательная прическа, добрые глаза и т. д.
Б. Ой, как мне понравились комплименты. Теперь я часто буду их говорить жителям страны.
Ой, ребята, вы так порадовали меня сегодня, растопили мое сердце. Я вспомнила одно замечательное право - «Каждый ребенок имеет право на игру». Я предлагаю вам со мной поиграть:
Игра «Прогулка по ручью»
Цель игры: закрепить право детей на отдых на игру, учиться совместному отдыху.
Ход игры: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.
Б. Вам понравилась игра?
Я прошу вас оставить нам книгу о правах ребенка, чтобы больше никто не нарушал эти права.
В. Пришло время прощаться. Нам надо возвращаться в детский сад. Возьмите свои шарики и произнесем волшебные слова:
Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Волшебным шариком взмахнем,
В детский сад мы попадем.
Итог:
В. Ну вот мы и прилетели. Вам понравилось путешествие?
Д. Да.
В. А что именно вам понравилось?
Д. Подбирать ключи к замку
Находить дом животным и т. д.
В. Какие права нарушила злая Бастинда?
Д. Право на семью, право на защиту от жестокого обращения, право на свободу и т. д.
В. Что вам помогло выполнить такие трудные задания?
Д. Знания прав ребенка. Дружба.
В. Правильно. Вы все молодцы. Сумели помочь жителям волшебной страны, мы еще не раз вернемся к «Конвенции о правах ребенка».