Светлана Яковлева
Конспект занятия по социальному миру в подготовительной к школе группе «Волшебное небо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей знания о планетах Солнечной системы, звездах, космическом пространстве.
Задачи:
Обучающие: дать детям представление о том, что все звезды соединяются в созвездия, учить узнавать основные созвездия, научиться моделировать их и находить на небе. Познакомить с именем Ю. А. Гагарина, как человека, который первым побывал в космосе. Углубить и систематизировать знания о Солнечной системе, названиях планет и порядок их расположения. Продолжить изучение категории времени, цикличность времен года.
Публикация «Конспект занятия по социальному миру в подготовительной к школе группе „Волшебное небо“» размещена в разделах
Развивающие: развивать диалогическую речь, логическое мышление. Пополнить словарь новыми словами и выражениями - созвездие, Солнечная система, круглый год. Ввести в лексикон названия крупных созвездий (Скорпион, Лев, Близнецы и др., планет (Марс, Венера, Сатурн, Юпитер и др., звезд (Сириус, Альтаир, Вега).
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к планете Земля, ответственность за планету на которой мы живем. Вызвать чувство гордости за нашу страну – Родину первого в мире летчика – космонавта Ю. А. Гагарина.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий, иллюстраций, карт с изображением звездного неба, летательных аппаратов, космонавтов; беседа о знаках Зодиака, изготовление дидактических игр «Планеты», «Собери созвездие», «Круглый год», чтение художественных произведений Л. Блинов «Когда планета кружится», Х. Широков «Корабль земли», Е. П. Левитан «Круг Зодиака», А. Леонов «Вот она какая, планета Земля!»; проведение занятий по ознакомлению с временами года.
Развивающая среда. Звезда, изготовленная из фольги. Зонт с изображенными схемами созвездий, дидактические игры «Планеты», «Собери созвездие», «Круглый год». Фотография Ю. А. Гагарина, иллюстрации с космической тематикой. Плакат с изображением Солнечной системы.
Ход занятия. Воспитатель держит в руке звезду из фольги и читает четверостишье
Мне звезда упала на ладошку,
Я ее спросил: «Откуда ты?».
«Дай передохну немножко,
Я с такой летела высоты!».
-Откуда ты прилетела к нам, Звездочка?
-Я прилетела из далекого космоса, там много других звезд и разных планет! Ребята, куда же я попала, на какую планету?
Ответы детей.
Воспитатель. - Правильно ребята, Звездочка упала на нашу планету Земля, Солнечной системы. Когда она летела, то видела другие планеты, которые расположены неподалеку от Земли, назовите их.
-Марс, Венера, Сатурн, Юпитер и др.
Воспитатель показывает плакат с изображением Солнечной системы. Дети вспоминают названия всех планет и их очередность.
-Давайте поиграем в дидактическую игру «Планеты».
Цель: закрепить названия планет Солнечной системы, их порядок расположения друг за другом, упражнять в счете.
Правила. Дети рассматривают изображения планет на карточках - пазлах, на обратной стороне каждой карточки цифра. Они располагают планеты по порядку, вкладывая один пазл в другой. Затем проверяют правильность выполнения задания, перевернув карточки – на обратной стороне должен выстроиться числовой ряд от 1 до 8.
Воспитатель. – Звездочка, там, откуда ты прилетела, много других звезд?
- Да, в космосе великое множество разных звезд, среди них есть очень яркие и огромные – Сириус, Альтаир, Вега. Звезды объединяются в созвездия.
Воспитатель. - Да, на нашем небе можно увидеть много созвездий, которые называются зодиакальными. Из двенадцати созвездий получается широкий пояс, проходящий через все небо. Каждый из вас родился под своим созвездием. Есть даже стихотворение, которое сочинили, чтобы лучше запомнить зодиакальные созвездия. Вот оно.
Встрепенулись в марте «Рыбы»,
Встал в апреле «Овен» сам.
В мае вы к «Тельцу» зашли бы,
А в июне - к «Близнецам».
Погостил июль у «Рака»,
Солнце в августе – у «Льва».
В сентябре – у «Девы» злаки,
В октябре – на «Вес» трава,
«Скорпион» в ноябрь вползает,
В декабре «Стрелец» во мгле,
В «Козий рог» январь сгибает,
Стынут «Воды» в феврале.
Воспитатель раскрывает зонтик с изображением знаков Зодиака и каждый ребенок находит при помощи воспитателя свое созвездие и запоминает его схематическое изображение. Затем дети объединяются друг с другом по знакам Зодиака и играют в игру.
Дидактическая игра «Собери созвездие».
Цель: учить моделировать созвездия, узнавать и называть свой знак Зодиака.
Правила. Дети находят среди карточек – схем нужное созвездие и составляют его при помощи маленьких бумажных звезд на столе.
Динамическая пауза.
Я веселый марсианин,
Много рук и много ног:
Двумя руками звезды мою,
Двумя рисую лунный круг,
Глазами вдаль смотрю и вижу,
Как звезды падают вокруг.
- Ребята, нашу Землю согревает Солнце. Солнце – это тоже звезда. Без него не было бы жизни на нашей планете. Земля вращается вокруг Солнца и поэтому происходит смена времен года. Давайте вспомним какие времена года мы знаем и расскажем об этом Звездочке.
Игра «Круглый год».
Цель: изучение категории времени, цикличность времен года, закрепление названий месяцев.
Правила. На столе лежат 12 секторов круга разного цвета: весна обозначена зеленым цветом, лето – красным, осень – желтым, зима – белым. На каждом секторе написано название месяца. Дети выбирают любой сектор, читают название месяца и становятся по кругу, изображая круглый год.
Звездочка. – Ребята, а вы умеете летать по небу как я?
- Нет, не умеем.
Воспитатель. – Но люди давно научились латать на самолете по небу и в космических ракетах в космосе. Как зовут первого космонавта планеты Земля?
- Юрий Алексеевич Гагарин.
- Правильно, 12 апреля 1961 года, 50 лет тому назад, человек впервые полетел в космическое пространство на ракете и это был русский летчик – космонавт Ю. А. Гагарин. Вот его портрет. Его полет был недолгим – всего несколько часов. С тех пор люди летают в космос и подолгу находятся на орбите – от нескольких месяцев и до года.
Дети рассматривают фотографии с космическими аппаратами, орбитальными станциями.
Звездочка. – Пришла пора и мне лететь дальше. Я очень рада, что побывала у вас в гостях. Я полечу к далеким звездам и расскажу, что есть такая планета Земля, на которой живут замечательные дети. Вы должны беречь свою планету, она одна такая во всей Вселенной!
Воспитатель читает стихотворение Игоря Мазнина.
…Давайте будем беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?.
Воспитатель. – Ребята, говорят, что когда падают звезды – это к счастью и к исполнению желаний. Давайте и мы загадаем желания, чтобы они исполнились.
Дети по очереди передают Звездочку друг другу, загадывая желания и прощаются с ней.