Получи документы

Конспект занятия по сказке Ефима Честнякова «Ручеек»

Смирнова Светлана
Конспект занятия по сказке Ефима Честнякова «Ручеек»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема«Путешествие с ручейком»

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: игровая, познавательная, продуктивная

Возрастная группа: подготовительная группа общеразвивающей направленности

Методы и приемы:

Наглядные: показ презентации, показ картин

Словесные: вопрос, беседа, рассказ, художественное слово, объяснение, уточнение, напоминание, подсказка, поощрение, оценка

Практические: решение проблемной ситуации, подвижная игра, восприятие музыки, восприятие картин.

Публикация «Конспект занятия по сказке Ефима Честнякова „Ручеек“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие

Цель: формирование представлений о жизни русского народа через знакомство с творчеством Ефима Честнякова

Программные задачи:

Формировать у детей чувство причастности к духовной жизни русского народа

Развивать у детей эстетическое вкус, творческие способности, внимание.

Воспитывать у детей уважение к Ефиму Васильевичу, чувство гордости за нашего замечательного земляка.

Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине.

Планируемые результаты:

У детей расшириться кругозор.

Получит развитие познавательный интерес к жизни русского народа, его традициям и праздникам.

Получат развитие мышление, речь, воображение.

Образовательная среда:

Мультимедиа презентация, атрибуты для игр.

Предварительная работа:

1. Чтение сказок Е. В. Честнякова,

2. Рисование по сюжетам сказок

3. Театрализованные игры по мотивам сказок

4 Чтение, беседы, рассказывание, рассматривание картин и глинянок.

Ход интегрированной непосредственно образовательной организованной деятельности, первая часть

Этапы:

Содержание:

Деятельность педагога:

Деятельность детей:

Вводная часть

Введение в тему

Актуализация ранее приобретенных знаний

(Слайд Весна)

-Ребята какое время года наступило? Правильно весна, как вы узнали? Солнышко светит, снег тает, птички поют! Правильно наступила весна, природа просыпается, все ликует и поет

(Слайд Ручеек)-звуковая дорожка «Ручеек»

Вы слышите, а это что за звук? Да это ручеек проснулся после зимы, журчит, что- то говорит! Что же он говорит, давайте послушаем!

Ой ребята, вода весной в ручейке шумит, поет, нас в путешествие зовет!

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Хотите отправится в путешествие с ручейком? Хотите его историю узнать?

Дети отвечают на вопросы

Мотивация деятельности детей

- Хотите узнать о жизни этого ручейка? Кого он встречал на своем пути? Где бывал?

Дети выражают интерес

Целеполагание 

Итак отправляемся в путешествие с ручейком.

А чтобы наше путешествие началось ребята поиграем с ручейком в народную игру : «Ручеек»

Вдоль горы ручей бежит И тихонько так журчит.

Ты, дружок, остановись, (дети останавливаются)

И друг другу поклонись.  (дети поворачиваются лицом в круг и кланяются)

Ручеек рад что мы с ним поиграли и мы начинаем наше путешествие!

Давным -давно началась история ручейка из Кологривского района Костромской области. На правом берегу спокойной реки Унжи, среди лесов, горок, да пригорков несет свои воды маленький ручей. (Слайд река Унжа). Много лет прошло, а ручеек все течет.

Каким и был, ручей священный,

Ты все такой же неизменный:

Цветы и травки, и кусты,

И небо отражаешь ты.

Дети принимают цель

Дети играют

Дети слушают

Основная часть:

Методы и приемы работы:

Рассказ воспитателя

с показом презентации

Вопрос: «Иллюстрации к каким сказкам узнали

Показ «Глинянки»

Показ картин

Показ картины

«Детские забавы»

Подвижная игра

Показ картины «Пастушка»

Прослушивание игры на рожках

Показ картины «Шабловский хоровод»

Показ картины «Посиделки»

(Слайд- Шаблово)

Берет свое начало наш ручеек в деревне Шаблово, есть в деревне Михайлова гора, под ней из колодца и вытекает наш ручеек.

Вытекает под горой

Он с прозрачною водой

Неглубок, с песчаным дном

Всей деревне он знаком!

Ребята, а вы знаете кто родился и жил в деревне Шаблово? Правильно, здесь родина Ефима Честнякова. (Слайд Ефим Честняков)

Родился он здесь в Шаблово и с детство провел в атмосфере полной сказок, песен, прибауток. И даже верил, что в бескрайних степях с живописными полями бродят герои сказок. И если приехать в Шаблово, то действительно думаешь, что может выйти их леса Сергееюшко, или Иванушко, или дедушко с яблоком в одреце встретится.

Давайте вспомним какие сказки написаны Ефимом Честняковым? (Слайды иллюстрации из сказок)

Да все эти сказки написал добрый сказочник. А так же написал Ефим сказку про ручеек! Ведь все о чем писал Ефим находится здесь, в этом краю. Вот и наш ручеек стал героем ефимовой сказки!

Помнит ручеек Ефима Честнякова. Любил Ефим сидеть около ключика до позднего часа в летнюю пору. Видел ручеек, как Ефим Честняков свои глинянки лепил, (Слайд Глинянки) картины рисовал, слушал ручеек сказки ефимовы, да присказки.

Помнит ручеек как Ефим сочинял стихи и называл их ласково «сочинушки»

Ах, на небе голубом, солнышко сияет,

Рано-рано поутру пастушок играет

В каждой строчке любовь к земле, народу, родному краю.

Эта любовь пронизывает творчество Ефима, чувствуется в его сказках, стихах, картинах.

«Вот Шаблово в красе родной и в солнечных лучах передо мной.

И избы стройныя подряд, слегка накренившись стоят»

Именно здесь в Шаблово жил и трудился на земле отцов и дедов Ефим Честняков, чтил он традиции своих предков, уважал крестьянский труд, души не чаял в крестьянских детях.

Посмотрите на картины Ефима Честнякова.

(Слайд Картины Ефима Честнякова)

Все что происходило на этой земле, попадало в творчество Ефима Честнякова. И в сказку про речеек много попало. И о природе родной и о людях, и о праздниках на шаболовской земле.

Давайте вместе с ручейком побываем на народных праздниках, которые так любил Ефим Честняков и познакомимся с ними.

Слышите музыка да веселье. Не иначе праздник какой.

(Слайд Картина «Детские забавы») Музыкальная заставка «Масленица»

Смотрите ребятишки на санках катаются!

Да это же Масленица!

Масленица значит пора зиму провожать! В это время любимое развлечение на санках, да на рогожках с горы кататься.! Вся деревня от мала до велика на хохолковой горе каталась, а уж ребята с утра до вечера там были!

Масленица значит пора весну встречать! Рад ручеек весне, Привольно ему весной! Хочется ему играть и веселиться!

Ручеек, а мы с ребятами с тобой поиграем, в иргру народную в нее на Масленицу играли, называется «Гора» в ней и ручеек есть, ребята давайте поиграем?

Игра «Гора» Двое играющих изображают гору: берутся за руки поднимают руки вверх, образуя воротики. Остальные ребята встают друг за другом изображая ручей и пробегают под воротиками под песенку:

Как из-под горы всё бегут ручьи,

Вы ручьи, куда, закрывайте ворота.

На последние слова воротики закрываются, т. е. дети, изображающие гору, опускают руки, тем самым кто-то из ручья становится пойманным горой и встаёт в воротики третьим, так гора постепенно растёт, а ручей уменьшается.

Ох и хорошо повеселились, но время быстро идет ручеек уже дальше зовет!

(Слайд весна)– звуковая вставка «Пение птиц»

Ребята смотрите зима закончилась, снег на пригорках тает, солнышко припекает. Птички поют. На деревьях листочки появляются, не иначе весна в Шаблово пришла! Вот уж и мужики в деревне пахать поле под овес вышли

На какой же весенний праздник нас ручеек привел?

Так это же. Егорьев день наступил, в этот день вспахивалась первая борозда. И в первый раз скотина выгонялась на пастбище после зимы. Просили мужики:

Егорий ты наш храбрый,

Макарий преподобный!

Ты спаси нашу скотину

В поле и за полем,

В лесу и за лесом,

Под светлым месяцем,

Под красным солнышком,

От волка хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого

Многие ребята в деревнях с детства пасли скотину да на рожках играли. А Ефим Честняков мастерил рожки, глиняные дудочки, свирели и обучал ребятишек игре на музыкальных инструментах.

Песенка ты песенка, как к ручью то лесенка.

Мы по лесенке сойдем и по камешку возьмем.

Во хрустальном ручейке поиграем на песке.

Мы венки себе плетем, на зеленом на лужке, сказки, песенки поем, да играем на рожке,туру ру туруру, рано рано поутру.

Слайд Картина Пастушка -музыкальная заставка игра на рожке

Слышите это пастушки идут на рожке играют.

Уж мы к дому подходили, "Встань, хозяин, пробудись, Встань скорее, не ленись. Скотинушку в поле выгоняй,

Егорья величай".

Егорьев день открывает ещё и время хороводов! А уж хороводы в Шаблово любили

(Слайд Картина «Шабловский хоровод») Давайте тоже хоровод заведем. Хоровод «Во поле березка стояла» А уж нас ручеек дальше зовет на главный праздник Шаблово – Афанасьев день В этот день за месяцем наблюдали: (Музыкальная заставка «Светит месяц») Бледный месяц облаками

В сером небе затенён,

Освещает нас веками,

Но не вечно будет он.

Народные приметы на Афанасьев день все знали:

Если молодой месяц ярко светит ночью 18 июля, то осень будет тёплая.

Если луна большая и яркая, то установятся солнечные дни.  

В этот день в Шаблово съезжался люд со всей окрестности. (хоровод в деревне)

Два дня праздник длился: песни, хороводы, народные забавы.

Давайте и мы поиграем в игру «Солнце и луна»

Выбирают двух игроков, они отходят в сторонку и так, чтобы никто не слышал, договариваются кто из них будет «Солнцем», а кто «Луной».

Солнце и Луна образуют воротца, остальные игроки образуя цепочку, начинают проходить через ворота. В какой-то момент ворота резко опускаются и ловят игрока, оказавшегося под ними. Игрока отводят в сторонку и тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать — «Солнца» или «Луны». Когда тот выбрал, ему указывают соответствующего игрока и он встает позади «Солнца» или «Луны».

Далее игра продолжается пока все участники цепочки не будут пойманы и распределены по командам «Солнца» и «Луны».

Очень любили этот праздник в Шаблово, два дня праздновали, веселилисЬ. Пели, хороводы водили.

А мы продолжаем свое путешествие вместе с ручейком

Смотрите привел нас ручеек на берег реки, а там коней купают, ручеек говорит это праздник Фролов день наступил. Флор и Лавр считаются покровителями коней. Поэтому 31 августа принято посвящать лошадям. Их купают, расчесывают и украшают ленточками гриву и хвост. Давайте украсим гривы коней разноцветными ленточками.

Этот праздник самый сытный и обильный в году.

Так как в это время большая часть полевых, садовых и огородных работ подходила к концу или полностью заканчивалась, начинались «бабьи посиделки».

(Слайд Картина Посиделки)

А ребята ходили по дворам колядовать:

Коляда, коляда

К Миколаю во двор,

У Миколая на дворе

Стояло три терема,

Столбы точеные Верхи золоченые.

Вот как жили в Шаблово, уважали труд, любили праздники, родную природу. Слушали стихи да сказки Ефима Честнякова.

Ну что ребята пришла пора прощаться с ручейком, с шаболовскими праздниками, с творчеством Ефима Честнякова. Мы только про некоторые успели узнать, в следующий раз ручеек нам про другие праздники и обычаи жителей своей деревни расскажет, ведь, а сейчас нам пора, да и ручеек по своим делам побежит, ведь его история еще не закончена.

Дети слушают рассказ

Дети называют сказки Ефима Честнякова

Восприятие звука

Дети играют в подвижную игру.

Дети слушают музыкальную заставку

Рассматривание картины и слушание игры на рожках

Восприятие картины.

Водят хоровод

Дети играют в игру

Дети украшают картонные заготовки разноцветными лентами

Заключительная часть:

Анализ и самоанализ деятельности детей

- Дети, понравилось вам путешествие с ручейком?

- Что именно понравилось? -Что-то огорчило, не понравилось?

- Какой праздник Вам запомнился?

- Что вы чувствовали?

- Хорошее путешествие, скажем «Спасибо» нашему ручейку,

но пора домой возвращаться!

Дети рефлексируют, смело выражают свои чувства, переживания

Благодарят

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вербенец, А. М. Образовательная область «Художественное творчество» : «Как работать по программе «Детство», Учебно-методическое пособие / А. М. Вербенец- СПб. : Детство-Пресс, М: ТЦ «СФЕРА», 2012

2. В. Я. Игнатьев «Ефим Васильевич Честняков» Издательство «Теза», 1995 год

3. Интернет-ресурс ЧЕСТНЯКОВ ЕФИМ ВАСИЛЬЕВИЧ – БиблиоГид,

4. Интернет-ресурс: Лучшие книги Ефима Васильевича Честнякова - LiveLib

5. Интернет-ресурс «Лепка из глины как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию по сказке «Заюшкина избушка»Конспект занятия по рисованию по сказке «Заюшкина избушка» «Художественно-эстетическое развитие (рисование)» по сказке «Заюшкина избушка» Цель: Создать положительный эмоциональный фон. Учить детей.

Фотоотчет занятия по аппликации «Ручеек и кораблик» во второй младшей группе.Фотоотчет занятия по аппликации «Ручеек и кораблик» во второй младшей группе. Здравствуйте уважаемые коллеги, я представляю вашему вниманию фотоотчет занятия по аппликации"Ручеек и кораблик" во 2 младшей группе. В.

Конспект занятия «Иллюстрация к сказке»Конспект занятия «Иллюстрация к сказке» Конспект «Иллюстрация к сказке» Подготовила: Новикова Н. А. Цель. Рассказать о понятии «иллюстрация». Задачи. 1. Обратить внимание детей.

Конспект образовательной ситуации по конструированию во второй младшей группе «Был сугроб, стал ручеек!» Образовательные задачи: Сформировать интерес у детей к режиссерскому конструированию- последовательному созданию ряда событий. Развивать.

Конспект занятия по конструированию «Мостик через ручеек» в группе раннего возрастаКонспект занятия по конструированию «Мостик через ручеек» в группе раннего возраста Цель: развивать конструктивную деятельность, знакомить детей с вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игры с.

Конспект занятия по рисованию по сказке «Лиса и заяц»Конспект занятия по рисованию по сказке «Лиса и заяц» Конспект занятия по рисованию по сказке «Лиса и заяц» Цель: -учить детей рисовать домики лисы и зайца -рисовать рисовать прямые линии в.

Автор публикации:
Конспект занятия по сказке Ефима Честнякова «Ручеек»
Опубликовано: 2 августа 2024 в 11:24
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по сказке Ефима Честнякова «Ручеек»» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД