Лариса Курманова
Конспект занятия по шахматам «Веселое приключение по Шахматному Королевству»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнил:
Курманова Лариса Ярашевна
(Воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ города Нижневартовска
Детский сад № 62 «Журавушка»
Пояснительная записка
Конспект образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет на тему: «Веселое приключение по Шахматному Королевству». Занятие составлено в соответствии ФГОС ДО и с задачами основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является авторской разработкой построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Публикация «Конспект занятия по шахматам „Веселое приключение по Шахматному Королевству“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Принцип непрерывности в обучении (на основе предыдущих занятий);
Принцип доступности (учет возрастных особенностях детей);
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес во время всего занятия);
принцип – целостности и системности (совокупность элементов);
Принцип гуманистической направленности (ориентацию образовательно - воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности).
Цель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, активизировать мыслительную деятельность, познавательную активность и интерес.
Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, активизировать мыслительную деятельность; формировать способность ясно и четко излагать свои мысли, строить полные предложения, формирование у ребенка потребности речевого общения. Закрепить название шахматных терминов : вертикаль, горизонталь, диагональ. Развивающие: закреплять умение обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности, координация речи с движением; развивать наблюдательность, познавательный интерес, зрительную и слуховую память, воображение, внимание.
Воспитательные: воспитывать интерес к игре в шахматы; чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение.
Для достижения поставленных цели и задач были использованы следующие методы и приемы:
Наглядные (мультимедийная презентация, мнемосхемы, интерактивная викторина);
Наглядно – практический (задания с использованием ИКТ, моделирование шахматной доски, дидактические упражнения);
Словесные (заучивание ходов шахматных фигур, рассказ сопровождение по презентации)
Проблемно – поисковые (проблемные ситуации, самоанализ, выводы, умозаключения);
Игровые.
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Применение инновационных технологий - использование ИКТ, интерактивных и компьютерных игр, мнемосхем, позволило вызвать познавательный интерес, активность и удерживать внимание детей на протяжении всего занятия. Поэтапная смена деятельности позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой, дети являлись активными участниками игровых моментов.
Оборудование: шахматная доска, шахматные фигуры, интерактивная доска, компьютер, слайд с изображением Королевства, презентация игры: «Закончи фразу», презентация «Заколдованное Шахматное Королевство», напольная шахматная доска, головные уборы с изображением шахматных фигур, компьютерная игра: «Динозавры учат шахматам», дидактическая игра: «Рассеянный художник» (карточки, карандаши, костюм Шахматной королевы, мнемотаблица для заучивания стихотворения.
Часть НОД Содержание
Организационный момент.
Воспитатель здоровается с детьми.
Проводится игра: «Я здороваюсь везде».
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Назовите их?
Чем сказки отличаются от рассказов, стихотворений? (в сказках есть волшебство…. животные разговаривают человеческим голосом)
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в волшебную сказку. Хотите туда попасть? Ну, тогда не будем задерживаться и отправимся прямо сейчас.
Посмотрите, ребята! Мы с вами попали в сказку, которая называется «Новые приключения кота в сапогах»
Звучит голос Шахматной Королеве, которая просит помощи:
«Ребята! Кто – то хитрый, кто-то вредный заколдовал моё чёрно-белое королевство, раскрасив его в красный цвет. Помогите расколдовать Шахматное Королевство. Для этого вам необходимо выполнить задания. За каждое выполненное задание вы сможете расколдовать одну шахматную фигуру. Жду вашей помощи!».
Что же случилось в этом королевстве?
(Ответы детей)
Ведь действительно и шахматная доска и фигуры стали красного цвета.
Вы готовы прийти на помощь? (Ответы)
Тогда отправляемся в путь дорогу.
Основная часть
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Это, наверное, кто – то хитрый, кто – то вредный навел здесь такой беспорядок. А какие геометрические фигуры здесь разбросаны? Какого цвета квадраты? Что напоминают эти квадраты? А вы знаете, как располагаются квадраты на шахматной доске? (какая доска нужна для игры в шахматы).
-Ответы детей
Давайте наведём порядок и соберём самую настоящую шахматную доску.
Дети собирают шахматную доску.
Воспитатель: Хорошо, ребята! Навели мы здесь порядок. Покажите где вертикаль, горизонталь, диагональ? Посмотрите на экран.
Шахматная доска стала черно-белой, наверное, мы её расколдовали. Шахматную доску мы расколдовали, а шахматные жители ждут нашей помощи. Думаю одним нам не справиться, а помогут нам динозаврики, которые пришли на помощь из другой сказки, они все знают о шахматах. Они приглашают нас в свою шахматную школу, где расскажут нам о шахматной фигуре. А какой вы узнаете чуть позже. Приглашаю ребят в компьютерный класс. Проходите, присаживайтесь. Сегодня мы будем работать в парах. Сядьте по два человека.
Динозаврик рассказывает о ладье ( дети слушают фрагмент игры: «Динозавры учат шахматам, урок № 3 «Ладья» и выполняют практические задания с использованием ИКТ). Что вы видите на экране? (Шахматную доску, конфетки, ладью)
Ладья любит сладости, давайте соберём для неё конфеты. Пока один собирает конфеты, другой считает, сколько конфет собрали для ладьи, а потом поменяетесь.
Воспитатель: Молодцы, ребята! справились с заданием. Вот и расколдовали шахматную фигуру. Посмотрите на экран. Кто запомнил, как она называется? (Ладья)
Воспитатель: Ребята, я вспомнила одно забавное стихотворение. Хотите я вам его расскажу?
«Не живёт в зверинце
Шахматный слон.
Не берёт гостинцы он,
По косой ходит
Хоботом он водит».
Понравилось вам стихотворение?
О чем это стихотворение? О шахматном слоне. Чтобы расколдовать следующую фигуру нам нужно это стихотворение запомнить. Быстрее запомнить его нам помогут картинки. (дети заучивают стихотворение с помощью мнемодорожки)
Что говорится о шахматном слоне?
Не живёт в зверинце, (прикрепляет картинку к мольберту). Не берёт гостинцы, (прикрепляет картинку к мольберту)
по косой ходит, (прикрепляет картинку к мольберту, хоботом не водит» (прикрепляет картинку к мольберту). Воспитатель читает еще раз стихотворение с опорой на мнемодорожки вместе со всеми детьми, потом по желанию спрашивает одного ребенка.
Воспитатель: Вот и вторую фигуру расколдовали.
Посмотрите на экран.
Кто запомнил её название?
Воспитатель: А сейчас приглашаю всех поиграть. Но для этого нам нужно превратиться в шахматную фигуру. Подойдите к столу наденьте ободки с фигурой и встаньте в кружок.
«Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем.
Вправо – влево, а потом.
Наши ножки разомнём
один, два приседаем
три, четыре на месте шагаем.
Пять, шесть покружились
и на месте остановились.
Мы размялись от души,
Ведь на помощь мы спешим».
Воспитатель: В какие фигуры мы с вами превратились? (Пешки) Молодцы! Посмотрите, ребята! Вот и пешки снова стали черно – белыми. Давайте вспомним, какие фигуры мы с вами уже расколдовали? Ребята пешки так обрадовались тому, что вы их расколдовали и теперь хотят с вами поиграть в игру, которая называется «Закончи фразу». Поиграем?
-Да
Будьте внимательны.
«Когда у зверят ничего не болит,
Засядет за шахматы наш.» (Айболит)
Слона я люблю и храню под подушкой.
Привет от Ванюши. Царевна. (Лягушка)
С Пятачком сев под лопух,
Достал фигуры… (Винипух)
Я почтальон, загораю на речке.
Люблю играть в шахматы. Как звать меня?. (Печкин)
Когда мне фигуры
Приносят на крышу,
В тот день не шалю,
А сижу тише мыши (Карлсон)
Ребята! Нам осталось расколдовать последнюю фигуру. Проходите, присаживайтесь за стол. Рассеянный художник забыл, дорисовать шахматную фигуру, поможем ему ( дидактическая игра: «Рассеянный художник» дети дорисовывают фигуры)
Воспитатель: Какие фигуры вы дорисовали? Вот какие вы молодцы! Все справились с заданием.
Ребята! Посмотрите вот и расколдовали мы все шахматные фигуры. Помогли Шахматной Королеве.
Заключительная часть
Воспитатель переодевается в Шахматную Королеву : Здравствуйте ребята! Приветствую вас в Шахматном Королевстве. Я очень рада вас видеть. Ребята! Какие вы молодцы! Выполнили все задания, расколдовали мое Королевство. Посмотрите, мое Шахматное Королевство стало черно – белым :
«Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят»
«Рядом с ними два коня
Хитро смотрят на меня»,
«Меж коней заключены
Наши славные слоны».
«А теперь без спешки
Построились в ряд пешки».
Ребята! В знак благодарности примите от меня вот эту замечательную игру. (Вручает шахматы) Ваше путешествие подошло к концу. Понравилось вам путешествовать по Шахматному Королевству? Какие задания вам запомнились больше всего? А может быть, вы запомнили, в какую сказку вы попали (Новые приключения кота в сапогах)
Читает стихотворения:
«Что за прелесть эти сказки!
Для чего они нужны?
Может быть, добро и ласку
в них увидишь я и ты.
В сказке радость побеждает,
сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
начинают говорить.
В сказке все бывает честно
и начало и конец.
Смелый принц ведет принцессу
непременно под венец.
Белоснежка и русалка
Старый карлик, добрый гном.
Покидать нам сказку жалко
как уютный милый дом»
Спасибо вам за помощь. До свидания!
Воспитатель: До свидания! Шахматная королева. Ребята, нам пора в детский сад, наше приключение заканчивается. Звучит музыка дети, дети рассматривают новые шахматы, делятся друг с другом впечатлениями, воспитатель побуждает с ним поиграть.