Шарапова Алена
Конспект занятия по шахматам. Второй год обучения «Шах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по дисциплине обучение игре шахматы, шашки
Тема: Шах.
Подготовила: Шарапова А. С.
Цели:
• Расширить знания о понятиях «шах», познакомить со способами защиты от шаха;
• Формировать умение решать дидактические задачи: «шах или не шах», «защита от шаха».
• Активизировать мыслительную деятельность; учить анализировать, сравнивать, предвидеть результаты деятельности.
• Повторить названия фигур и их игровые возможности.
Публикация «Конспект занятия по шахматам, Второй год обучения „Шах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
• Способствовать формированию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, творческих способностей.
• Воспитывать интерес к игре, уважение к сопернику, уверенность в своих силах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, демонстрационная шахматная доска, шахматы для каждого.
Ход урока
1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…
(Шах)
Ребята, что такое шах как вы думаете? Ответы детей.
Шахматные фигуры как люди : каждый человек ведёт себя по-своему. Так же как и шахматные фигуры.
2. Мотивационная игра. «Волшебный мешочек».
- Ваша задача на ощупь угадать шахматную фигуру, показать всем и рассказать всё, что вы знаете об этой фигуре. Остальные слушают и могут или добавить или исправить. (Название, место расположения, правила хода)
3. Затруднение в игровой ситуации. Решение затруднения.
Про что же мы сегодня с вами будем разговаривать? Что будем изучать? Для того чтобы определить тему занятия предлагаю отгадать загадки про буквы и составить слово.
Для шипенья хороша.
В алфавите буква (ша)
В море плавала акула,
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (а)
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква.
(Х)
Какое слово получается? Сегодня мы с вами будем говорить про шах.
4. Получение нового знания.
- Шах – это нападение на неприятельского короля. Король находится под шахом, означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься.
- Чтобы не забыть, скажу сразу: шах дают, а не ставят. Выражение «поставить шах» - опытные игроки не применяют.
Объявлять шах вслух, говорить «шах», — также не следует.
- Какими фигурами можно объявить шах?
- Если вражеского короля атакует ферзь, значит, мы объявляем шах ферзем, если – ладья, мы объявляем шах ладьей и т. д.
(Показ на доске шах всеми фигурами, образец на рисунке ниже)
Вывод:
Ферзь шахует короля по диагоналям, вертикалям и горизонталям.
Ладья – по горизонталям и вертикалям.
Слон – по диагоналям.
Конь – буквой Г.
Пешка – по диагоналям на одну клетку. Запомните! Пешка объявляет шах только по диагонали. Ходит пешка вперёд, а нападает по диагонали.
5. Физминутка.
Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)
Дружно встали у меня – (остановились)
Тут ферзь- (хлопают)
Здесь два коня – (топают)
Защищайтесь от меня! –(разбегаются по напольным клеточкам).
7. Развивающие задания.
А сейчас мы предлагаем вам решить задачи, на ваших столах лежат карточки с заданием. Подумайте, везде ли объявлен шах черному королю? Покажите карандашом
- Молодцы, справились все!
- Итак, существуют 3 способа защиты от шаха:
1) Король уходит из-под шаха. Т. е. УЙТИ
2) Слон бьёт ладью т. е. ПОБИТЬ
3) Короля должна закрыть другая фигура (БЕЛЫЙ БЕЛОПОЛЬНЫЙ СЛОН d3 ИДЁТ ВПРАВО ПО ДИАГОНАЛИ НА g6, ПРИКРЫВАЯ КОРОЛЯ ОТ УДАРА.)
Т. е. ЗАКРЫТЬ
6. Итог занятия. Рефлексия.
Сколько существует способов? (3)
Уйти,
побить,
закрыть.
- Запомнили?
(Все способы показываются на демонстрационной доске совместно с учениками).
- Сколько способов защиты от шаха существует?
- А как вы думаете, всегда ли нужен шах?
Шах – это просто ход. Не больше и не меньше. Как и любой ход, он может быть хорош или плох. Все как в жизни!