Неустроева Александра
Конспект занятия по шахматам в средней группе «Основные правила шахматной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по шахматам в средней группе
Цель: Увлекать и пробудить интерес детей к древней игре, дарить детям радость, через прекрасное развлечение – шахматы.
Задачи:
- Повторить названия и первоначальное расположение шахматных фигур и пешек.
- Закрепить основные правила шахматной игры.
- Продолжать учить пользоваться шахматными терминами : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, начальное положение, ход.
Публикация «Конспект занятия по шахматам в средней группе „Основные правила шахматной игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Сформировать умение ориентироваться на плоскости.
- Решать простейшие задачи в 1-2 хода.
Материал: шапочки шахматных фигур на каждого ребенка, демонстрационная магнитная доска с фигурами, указка, напольная шахматная доска, дворцы.
Методика проведения.
1 часть.
Воспитатель: Скажите какой формы шахматная доска? (Квадратной)
На этой доске сражаются два войска, какие? (Армия черных и белых)
Белые фигуры стоят где, черные где? (Белые где цифра1, черные где цифра 8).
Кто желает на доске расставлять фигуры на первоначальное место?
(Первоначальное расположение фигур).
Воспитатель: Назовите правила поведения за шахматной доской.
1. Играть молча, не спеша.
2. Если тронешь свою фигуру, ею обязательно надо ходить.
3. Нельзя мешать партнеру думать.
4. Нельзя подсказывать игрокам.
5. Если выигрываешь партию, нельзя насмехаться.
2 часть. Игровые упражнения.
Воспитатель: Поиграем в дидактическую игру «Найди ошибку». Дети, пожалуйста глазки закрывайте. Я буду менять местами фигуры, вы должны найти ошибки и исправить.
Отгадайте загадки:
1. Какая фигура самая главная в шахматной игре? (Король)
Почему? (Если поставить мат королю, то игра заканчивается.)
2. Самая быстрая и сильная фигура какая? (Ферзь)
Почему? (Потому, что ходит по всем свободным дорогам.)
3. В шахматной игре только одна фигура перепрыгивает через фигуры, это какая фигура? (Конь)
4. На самом краю доски какие фигуры стоят как охранники? (Ладьи)
5. Сколько пешек в каждой команде в начале игры? (По 8)
6. Если пешка доходит до границы противника становится кем? (Любой фигурой, только не королем.)
Подвижная игра «Живые шахматные фигуры».
На головы детей надеваю шапочки шахматных фигур. Ферзь прячется в своем шахматном дворце. Звучит сказочная музыка. Дети играют, прыгают и бегают по залу. Вдруг меняется темп музыки, Ферзь выскакивает из дворца и догоняет детей. До кого дотронется Ферзь, тот ребенок останавливается и должен встать в той позе какую фигуру он представляет. Игра продолжается до тех пор, пока Ферзь не догонит всех фигур.
3 часть. Игровое упражнение «Поставь шах королю». На полу лежит шахматная доска - банер. Детям по желанию надеваю шахматные шапочки. (Ребенок должен сам поставить шах королю, двигаясь по клеткам).
- Черный король, черный ферзь найдите свои первоначальные места. Ход черного ферзя и он ставит шах белому королю.
Вопрос детям: Как ходит ферзь? (Ферзь может ходить по всем прямым дорогам какие есть на доске. По горизонталям, вертикалям, диагоналям).
- Черный король, белая ладья и белый король найдите свои первоначальные места. Ход белой ладьи, и он ставит шах черному королю. Как ходит ладья? (Ладья ходит по прямым линиям по вертикали и по горизонтали).
- Черный король и черная пешка найдите свои первоначальные места.
Ход черной пешки, и он ставит шах белому королю. Как ходит пешка? (Пешка ходит только вперед, в одну клетку или сразу на две клетки).
- Черный король и черный слон найдите свои первоначальные места. Ход черного Слона, и он ставит шах белому королю. Как слон ходит? (Слон ходит по диагонали своего цвета).
- Черный король и черный конь найдите свои первоначальные места. Ход черного коня и он ставит шах белому королю. Как ходит конь? (Конь ходит как буква «Г» или как «хоккейная клюшка».)
3 часть. Решение задач на демонстрационной магнитной доске.
Задачи «Мат в 1-2 хода».
Между задачами дидактические игры :
- «Какая фигура сильнее?» (Воспитатель приглашает вперед две фигуры, дети должны угадать какая из этих фигур сильнее. И на сколько)
- «Да или нет» (Воспитатель приглашает две фигуры, дети должны угадать стоят ли эти фигуры рядом в начале игры или нет).
Рефлексия.
- Какие дидактические игры вам больше всех понравились? Почему?
- Какие задания или задачи были трудными? И почему?