Сахно Константин Юрьевич
Конспект занятия по шахматам для детей 4–5 лет в центре дополнительного дошкольного образования «Разумом одерживать победу»
▼ Скачать + Заказать документы
Пример занятия по шахматам для детей в центре дополнительного дошкольного образования.
Суть шахмат – «Разумом одерживать победу».
Древняя мудрость.
Название занятия : «Сказка про шахматных коней».
Группа: Дети 4 – 5 лет, 5 человек.
Название группы: «Храбрые пешки».
Девиз группы: «Прочнее мы орешка – хотя мы просто пешки!».
Цель: закрепить и систематизировать знания и умения игры в шахматы.
Задачи:
Развивающая –
Публикация «Конспект занятия по шахматам для детей 4–5 лет в центре дополнительного дошкольного образования „Разумом одерживать победу“» размещена в разделах
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Средняя группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
-формируем и развиваем у ребёнка систему знаний, умений, навыков;
- развиваем высокий уровень к самообучению и самообразованию;
- формируем особый стиль умственной деятельности, основанный на исследовательской активности и самостоятельности.
Обучающая –
- продолжаем учить детей игре в шахматы;
- учим детей играть шахматной фигурой - конь.
Воспитательная –
- воспитываем навыки работы в коллективе;
- приобщаем детей к лучшим традициям «Русской шахматной школы», под девизом: «Мы все одна семья!».
Психологическая-
- положительный эмоциональный настрой на игру, с учетом психологических особенностей детей.
Оборудование: шахматные доски (турнирные) в количестве – 5 шт.
Организационный момент.
Время проведения занятия 30 мин. + 5 мин. Динамическая пауза.
Начало:
Дети заходят в аудиторию и встают полукругом перед педагогом.
Педагог предлагает детям вспомнить материал предыдущих занятий :
- расположение шахматной доски относительно к игроку:
- поднимаем правую руку вверх – Качаем ею. Белая клетка - правая рука. Поднимаем левую руку вверх – качаем ею. Чёрная клетка – левая рука.
- глаза закрыли и сосредоточились. Проходим к шахматным доскам.
Дети рассаживаются за столы, и педагог продолжает занятие.
- Мы познакомились с пешками, как они ходят, по шахматной доске (просит показать, рубят другие фигуры (просит показать, доходя до последней горизонтали (педагог просит детей показать последнюю горизонталь на шахматной доске) и превращаются пешку в любую другую фигуру кроме Короля.
А сегодня я расскажу Вам сказку про новую шахматную фигуру, очень важную в шахматном королевстве –Коня.
В шахматном царстве-государстве, жили - были Король с Королевой (педагог показывают фигуры белого Короля и Королевы - ферзя и ставит их на место на шахматной доске).
Приехал к ним в гости другой Король с Королевой (показывает фигуры черного Короля и Королевы - ферзя и ставит их на место на шахматной доске).
Черное и белое королевство дружили между собой, проводили шахматные турниры. У Черного Короля были красивые черные кони (показать фигуры черных коней, Король ценил и заботился о них.
А у Белого Короля коней не было и Черный Король решил подарить Белому Королю маленьких белых жеребят, которые недавно появились на свет.
Белые Король и Королева лелеяли и холили жеребят. Через какое-то время выросли из них большие и крепкие кони (педагог показывает фигуры белых коней). Король с Королевой радовались, сами кормили и поили их. И самое главное учили их правильно ходить по шахматной доске. Это оказалось не очень сложно (показываем и рассказываем -как ходит конь на доске).
Педагог предлагает детям расставить черные и белые пешки и добавить на шахматную доску белых и черных коней (закрепили визуально). Продолжаем повествование сказки:
- Однажды Король поехал на охоту. Долго ходил по лесу, не нашёл ни одной новой шахматной фигуры, да ещё и заблудился. Солнышко село, а Король не возвращается. Забеспокоилась Королева. Кони увидели беспокойство Королевы и отправились на поиски короля. Не долго искали его, а когда Короля нашли - Король обрадовался и все вместе вернулись в шахматное королевство. С тех пор кони прочно заняли своё место на шахматной доске в шахматном королевстве.
На другой день устроили пир с гостями из другого шахматного королевства. (Поставить всех коней, Королей и Королев – ферзей на шахматную доску).
Итог: Я там был, мёд пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!
Педагог предлагает динамическую паузу.
Дети взяли в руки по пешке и встали в полукруг, педагог -читая стихотворение вместе с детьми делает упражнения:
Мы устали, засиделись, Одна рука вверх, другая вниз,
Нам размяться захотелось. Рывками менять руки.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, Повороты корпусом.
А потом наоборот.
Приседанья начинаем, Приседания.
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. Дети садятся.
Закрепляем материал по изучению шахматных коней через игры - «Пешки и конь».
В первой игре используются пешки – ими играют дети, и конь - им играет педагог. Задача игры: пешками поймать коня.
Во второй игре педагог и дети меняются фигурами с прежней задачей – поймать коня.
Детям предлагается - «Весёлая минутка» - отгадать несколько загадок про шахматы :
Дети выходят на середину аудитории педагог читает загадку:
Не поймешь,
куда он скачет: прыг, скок,
а следом вбок.
И конечно,
это он –
очень-очень
хитрый…
(конь).
Педагог просит детей движениями показать как прыгает конь.
В конце игры, педагог просит повторить девиз группы и благодарит участников игры.