Елена Шапранова
Конспект занятия по ручному труду «Пластилинография. Изготовление символа России (берёзы)»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : комбинированный.
Возраст детей: 10-12 лет.
Тема занятия : изготовление символа России - березу.
Инструментарий: мультимедиопроектор.
Цель: формировать у учащихся представление об одном из видов изобразительного искусства «пластилинография» и изготовить символ России - берёзу.
Задачи:
-познакомить с символами России;
-изготовить березу;
Публикация «Конспект занятия по ручному труду „Пластилинография, Изготовление символа России (берёзы)“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Лепка, занятия с пластилином
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Россия. Лепка, занятия с пластилином
- Россия. Творчество, ИЗО, поделки, рисование
- Символы России для детей
- Темочки
-развивать эстетический вкус, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, расширять словарный запас детей, внимание, воображение, художественно-образное мышление;
-воспитывать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного результата и умение работать в коллективе.
Раздаточный материал:
Технологическая карта, шаблон березки из картона, пластилин, бисер для украшения, стеки, клеёнки, влажные и сухие салфетки.
Ход занятия.
- Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Елена Викторовна. Я очень рада встречи со всеми, присутствующими здесь.
Мы с вами живем в замечательной стране, которая называется ….? (дети хором –Россия, на экране- заставка природы).
- А какие символы России вы знаете?
(ответы детей, на экране - герб, гимн, флаг).
- А какое дерево является символом нашей Родины, вы узнаете, отгадав загадку.
Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.
(берёза)
- Россия и берёза эти два слова неразрывно связаны между собой. Берёза - является частью России, земли русской. В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается». Берёзу воспевают поэты, художники, писатели в своих произведениях.
(одновременно показывается картина)
-Глядя на эту картину, вспоминаются слова известной песни:
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берёз,
С их царства сквозного, молочного
И с их пухлых ребяческих грёз.
А вот еще слова одного поэта о берёзе. Давайте прочитаем их.
(дети читают строки, написанные на доске)
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белоствольная берёзка-
Символ Родины моей.
Мы сегодня тоже будем воспевать берёзу. Я хочу предложить вам нарисовать берёзку не красками, а пластилином. Этот вид деятельности называется пластилинография. Пластилинография- это нетрадиционный вид изобразительного искусства. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»-создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
_ Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы с пластилином (вывешивается плакат)
Правила безопасной работы с пластилином :
• лепку выполняй на подкладной клеёнке, не клади пластилин на стол, парту;
• перед работой хорошо разогрей пластилин в руках;
• не бросай остатки пластилина;
• храни пластилин в коробочке отдельно от тетрадей и книг;
• после работы вытри руки сухой салфеткой, затем влажной.
- Итак, приступим к рисованию берёзы методом пластилинографии.
Для этого нам нужны не альбомные листы, а шаблон берёзки из плотного картона. Почему картон? Потому что пластилин тяжёлый и обычные альбомные листы будут мяться при работе с ним.
- А что ещё находится у вас на столе?
(пластилин, бисер для украшения, стек, которым мы отрезаем пластилин, клеёночка, на которой мы будем работать, сухие и влажные салфетки для рук).
- Я хочу вам напомнить, что берёза состоит из ствола, ветвей и кроны. Какого цвета ствол и ветви у берёзы? (ответы детей)
- А крона, какого цвета? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика.
Этапы выполнения работы:
- Работу мы начнём с выполнения ствола дерева. Для этого мы стеком отрезаем кусок белого пластилина, раскатываем толстой колбаской на всю длину ствола и выкладываем на шаблоне. Слегка прижимаем к картону для закрепления, указательным пальчиком размазываем пластилин тонким слоем по стволу берёзы.
- Делаем ветви берёзы : раскатываем тонкую колбаску из пластилина и выкладываем на ветку берёзы, слегка прижимая, не размазывая. Аналогично выполняются оставшиеся ветви берёзы, намеченные на шаблоне.
Физкультминутка
- Продолжаем выполнять работу. Зелёным пластилином выполняем крону берёзы : скатываем шарики произвольной формы, выкладываем на шаблон и размазываем пластилин по контору кроны, тем самым заполняя её.
Для того, чтобы наша берёзка стала ещё красивее, украсим её бисером. Но перед работой вспомним правила безопасной работы с бисером.
(Вывешивается плакат с правилами.)
Правила безопасной работы с бисером:
• никогда не бери бусины в рот;
• бисер должен лежать на тарелочке или в коробочке;
• во время работы будь внимателен и аккуратен;
• по окончании работы убери за собой бисер.
- Берём бисер и произвольно высыпаем на крону, прижимаем для закрепления.
-- Наша берёзка готова. Поднимите ваши работы, покажите берёзки друг другу. А теперь закрепим берёзки на картине, чтобы у нас получилась берёзовая роща.
- Издавна, на Руси, да и в наше время все праздники праздновались в берёзовых рощах. Один из них – праздник русской берёзки - Троица, этот праздник русские люди отмечали в начале лета, через семь недель после праздника Пасхи, водили хороводы в русских сарафанах, играли, пели песни, украшали берёзку разноцветными лентами.
Итог занятия :
- Какие символы России вы знаете?
- Какое дерево является символом нашей Родины?
- С каким новым видом деятельности вы познакомились?
- Какие материалы мы использовали в работе?
- Как называется праздник русской березки?
- А в заключение нашего занятия станем в хоровод с песней «Во поле берёза стояла».
(Звучит фонограмма песни «Во поле берёза стояла»)
Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Лю-ли, стояла
Лю-ли, стояла….
-Спасибо вам за совместную работу. Я очень рада общению с вами и надеюсь, что это взаимно. На память о нашей встрече я хочу подарить вам сувениры с изображением русской берёзки.