Светлана Яндоловская
Конспект интегрированного занятия по ручному труду «Кукла-мотанка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы.
Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей;
2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и воображение;
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре
4. Познакомить родителей и детей с назначением народной куклы. Воспитывать интерес к народному творчеству.
5. Учить родителей и детей выполнять куклу-оберег.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ручному труду „Кукла-мотанка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла Мотанка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
6. Учить выполнять изделие аккуратно, предавать ему законченный вид.
Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег.
Материал: современная кукла-мотанка, один круг небольшого диаметра из ткани (желательно ситец, треугольный ситец (платок, прямоугольник белого ситца, нитки №10 (белого, красного цвета, ножницы.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в куклы? (Ответы детей.) мы с вами попробуем отгадать загадку:
Глазки голубые, кудри золотые.
Губки розовые, что все это значит?
Дочка, а не плачет, спать уложишь –
Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)
Посмотрите, у меня в руках Кукла-мотанка - удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки- бабушки и дедушки.
Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из простого материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.
- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.
- Давно–давно были вот именно такие куклы.
Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.
Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег? (Ответы детей).
Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.
Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика.
Дети: Безлика.
Воспитатель: Что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать или идете играть.
А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.)
Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы.
Мастер-класс. «Кукла-мотанка»
Для изготовления куклы нам понадобится три кусочка ткани. Материал желательно подобрать белый и цветной. Куколка должна уместиться на ладони. Мы сложим каждый кусочек ткани вдоль- сделаем скруточку. Подравниваем все полоски, и складываем пополам.
Перевязываем нитью, отделяя голову от туловища.
Руки выполняются из квадратного куска ткани белого или красного цвета. Вставляем руки в туловище и закрепляем ниточкой.
Если ручки получаются слишком длинные, укоротим их с помощью ножниц
Расправляем рукава и делаем «манжеты»- можно закрыть красивой ленточкой (тесьмой). Чтобы куколка была красивая, нам необходимо «одеть» юбочку, закрепить ее ниткой и сверху обмотать ленточкой.
А теперь берем треугольник – это косынка на голову. Одеваем ее и завязываем. Можно ее заменить яркой ленточкой.
И вот наша кукла готова
Воспитатель: Ребята, как называют куклу. Которую мы сделали?
Помните, что куклу мы делаем по всем правилам, и, значит, мы не пользовались клеем, иголкой с ниткой.
Заключительная часть.
Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол нет лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.
Хоровод с куклами.