Олеся Кутовенко
Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе. Изготовление русской народной куклы «Колокольчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе. Изготовление русской народной куклы - колокольчик»
Тема: «Старинные обычаи Русского народа»
19 февраля 2014 год
Интеграция образовательных областей:
Социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, физическая культура.
Задачи:
1. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
2. Продолжать знакомить детей с миром народных кукол.
Публикация «Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе, Изготовление русской народной куклы „Колокольчик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла Колокольчик
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
3. Приобщать детей к традиционной культуре России.
4. Активизировать словарный запас дошкольников.
5. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Программное содержание:
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, чугунок, сундук. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Подготовительная работа:
Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба». Выполнение совместного с родителями проекта «Герб семьи», «Генеологическое древо»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование:
Аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты зимнего леса; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; пелёнка, кроватка. Для изготовления куклы: три круга из цветной ткани диаметром 25, 20 и 15 сантиметров, квадрат из белой ткани со стороной 20 сантиметров для лица, тесьма, цветной лоскутик треугольной формы для платка, нитки шерстяные 6 штук для связывания, синтепон.
Ход занятия
Дети входят в групповую комнату.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь.
После того как дети поприветствовали гостей воспитатель подзывает детей к себе.
Воспитатель:
- Дети, а вы любите путешествовать?
Дети:
- Да.
Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы идем по зимнему лесу. Мы идем по заснеженной дороге, под ногами хрустит снег, светит яркое солнце. Мороз щиплет нам нос и щеки. (Звучит музыка)
Воспитатель:
Открывайте глаза. Посмотрите, а что вы видите в зимнем лесу.
Дети:
- Снег, деревья, камень.
Воспитатель:
- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Камилла прочитай, пожалуйста! (можно предложить прочитать ребенку)
Прямо пойдешь – далеко не уйдешь
Налево пойдешь – все потеряешь.
Направо пойдешь – много интересного узнаешь.
Воспитатель: Ребята, куда же мы с вами пойдем?
Дети:
- Направо.
Воспитатель:
- А где правая сторона?
Дети показывают правую сторону.
Воспитатель:
- Ну, что же, в путь!
Дети идут, препятствия на пути.
Мы шагаем по сугробам
По сугробам белолобым,
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети:
- В русской избе.
Воспитатель:
- А почему вы решили, что это изба?
Дети:
- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.
Воспитатель: Правильно, потому что здесь старинные вещи, вещи, которыми сейчас уже не пользуются.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель:
- Дети, слышите, кто-то плачет?
Достает из кроватки куклу.
Воспитатель:
-Это малыш, он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок качает куклу, плач стихает. (воспитатель кладёт куклу в кроватку)
Воспитатель:
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. А давайте назовём его Егором?
Какие старинные имена вы еще знаете? (дети называют)
Воспитатель:
- Дети, а вы знаете, что пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково. Как можно Егора назвать ласково?
Дети отвечают Егорушка.
Воспитатель: Правильно, молодцы
Воспитатель: Наш малыш успокоился, давайте положим его в колыбельку.
Воспитатель: Пока Егорушка спит, мы с вами поиграем в игру «Назови себя ласково», вставайте в круг. Посмотрите у меня в руках зеркало не простое,а волшебное. Я буду передавать его, а вы посмотритесь в зеркало и назовите себя ласковым именем.
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Воспитатель:
- Какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Например: у нас в группе есть две девочки с одним именем- это Даша Драч и Даша Никифорова. Как называют таких людей (дети отвечают).Правильно таких людей называют тёзки. Давайте повторим вместе тёзки.
Слышится плач ребенка
Воспитатель: Ой, послушайте, кажется опять Егорушка плачет, пойдемте, покачаем его.
Воспитатель вместе с детьми, подходят к колыбели, качают. Плач затихает. Воспитатель и ребята находят сверток в колыбели.
Воспитатель:
Ой, ребята, посмотрите, здесь какой-то сверток. Давайте развяжем и посмотрим что же там лежит. (развязываем)
Воспитатель: Что же это?
Дети:
- Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
- А хотите узнать, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Дети: Да!
Воспитатель: Присаживайтесь на стулья и я вам расскажу для чего нужны эти вещи.
Воспитатель:
- Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Уголёк клали приговаривая: «Привыкай к домашнему теплу», зёрнышки клали приговаривая «Будь всегда сыт», монетку клали приговаривая «Будь всегда богат».
Ребята, у нашего Егорушки сегодня день рождения. И пока ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.
Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, и не простой подарок, а настоящий оберег, чтобы он оберегал его от бед.
Дети отвечают
Воспитатель:
Ребята, а что такое оберег?
Дети отвечают
Воспитатель:
- Пройдёмте за столы. Посмотрите на куклу оберег, которую мы с вами будем делать.
Смотрим на наш оберег (показывает образец).
Воспитатель:
А сейчас посмотрите внимательно, как правильно надо делать куклу – оберег. Делаем аккуратно и с любовью.
Воспитатель делает и объясняет детям. Дети смотрят.
- А теперь самостоятельно приступайте к работе.
Звучит Русская народная мелодия. Дети делают куклу, Воспитатель наблюдает, если кому нужна помощь, помогает.