Ольга Никулина
«Зима». Конспект занятия по рисованию в технике «эбру» с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию в технике Эбру с элементами ТРИЗ на тему «Зима» в подготовительной группе.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое развитие.
Цель: Продолжить знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования -ЭБРУ. Сформировать у детей навыки самостоятельно поиска оптимальных решений на основе знаний и представлений о системах (предметах и объектах)- технология ТРИЗ.
Задачи:
Обучающие:
-обучать детей элементам нетрадиционного рисования по воде в технике ЭБРУ;
- уточнить и закрепить знания детей о признаках и явлениях в зимнее время года.
Развивающие:
- развитие гибкости и неординарности мышления ребёнка, формирование всестороннего интеллекта, умения быстро и результативно совершать мыслительные операции;
-стимулировать развитие коммуникативной функции речи;
-развивать творческое воображение детей средствами создания зимних узоров в новой технике;
- развивать чувство вкуса, умение сочетать и смешивать краски для создания узора;
-развивать умение детей работать в определенной последовательности;
-развивать умение видеть и сравнивать различные варианты выполнения работ, фон, цветовую гамму путем наглядного представления, пробуждать желание экспериментировать в рисовании.
Воспитательные:
- воспитывать творческую самореализацию, индивидуальность и уверенность в себе;
-воспитывать уважительное отношение к работам сверстников.
-приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
Методы и приёмы: словесные (беседа, вопросы, наглядные (показ слайдов, показ выполнения рисунка, игровой (сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика); практический (создание рисунков).
Материалы и оборудование: мультимедия; для каждого ребенка: лоток с водой, краски, кисточка, шило, веерная кисточка, салфетки, клеенка, фартук. Музыкальное сопровождение : П. И Чайковский. Альбом «Времена года. Зима». Снежинки.
Предварительная работа: Беседы с детьми о зиме, наблюдения на прогулке. Рисование в нетрадиционной технике на воде «Эбру»: «Цветы», «Снеговик».
Структура занятия :
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Основная часть. Создание мотивации, интереса к занятию.
Презентация «Путешествие со Снеговичком».
(Триз-игры, дидактические игры, сюрпризный момент, ритмическая физминутка).
Рисование «Зимней картины» в нетрадиционной технике «Эбру».
3. Итог. Рефлексия.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, становитесь в круг. Сегодня к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них и поздороваемся.
Посмотрите, какой снежок у меня в руках. Мы будем его передавать друг другу и говорить такие слова: «Ты катись, снежок, по рукам, по рукам! У кого снежок остался, улыбнется всем друзьям!».
(Создание эмоционального настроя на занятие и самомассаж кистей рук массажным мячиком).
Воспитатель:: Проходите, присаживайтесь на стульчики, садитесь поудобней. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, почтальон передал мне письмо. Давайте посмотрим, что в нем.
Письмо – от Деда Мороза.
Воспитатель: Ну-ка, прочитаем.
«Дорогие мои девочки и мальчики. Завтра я вылетаю в Африку поздравить с праздником детей страны, где не бывает снега. Африканские дети мечтают узнать, что такое зима. Вы сможете мне помочь, нарисовать картины зимы? До новых встреч! Ваш Дед Мороз.
Ответы детей.
Воспитатель: Но сначала мы поговорим об этом волшебном времени года, которое дарит нам много морозных и весёлых деньков, и семейных праздников. А поможет нам в этом веселый Снеговичок.
Презентация «Путешествие со Снеговичком».
4 слайд. ТРИЗ-игра («Зима»- системный оператор).
5-8 слайд. Дидактические игры «Признаки зимы», «Найди лишнее?».
Воспитатель: Как вы думаете зимой хорошо или плохо? (ответы детей)
9 слайд. ТРИЗ-игра «Хорошее и плохое»
Воспитатель : Почему зимой хорошо? (ответы детей). Верно, зимой хорошо, потому что выйдя на улицу, можно вдохнуть зимний морозный воздух, пройтись по хрустящему снегу.
но, зимой, бывает и плохо! Когда мы говорим, что зимой плохо? Что может случиться на льду? (ответы детей) Конечно, зимой можно простудиться, поскользнуться, получить травму; но если вы будите осторожными, то с вами ничего не случится.
В зиме есть что-то хорошее, что-то плохое. Но несмотря ни на что, зима прекрасное время года!
10- 13 слайд. Дидактические игры «Зимние загадки».
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку: «С метлой в руке, с ведром на голове. Стою зимой я на дворе»
Дети : Снеговик.
Слайд 14.
Воспитатель: Верно. Вот и наш друг снеговик – почтовик. Давайте на снеговика посмотрим через «Волшебный экран».
ТРИЗ- игра «Снеговик» (системный оператор).
Ребята, вспомните, а чем снеговик был раньше? (до того, как его слепили)- ответы детей (снегом).
Воспитатель: А как вы думаете, чем снеговик станет в будущем, например весной? – ответы детей (водой)
Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит снеговик? – ответы детей.
Воспитатель: А где вы видели снеговика? – ответы детей.
Воспитатель: Снеговик является частью зимы, об этом нам говорит «Волшебный экран».
Входит Снеговик.
Снеговик. Молодцы, ребята! Все мои задания отгадали, ничего не забыли. А хотите со мной немного поиграть? Поскорее в круг вставайте и за мною повторяйте.
Музыкальная филькультминутка «Зимняя зарядка»
Снеговик. Ох, спасибо, ребята, весело у вас. Только пора мне, боюсь растаю в тепле.
Воспитатель: Жалко расставаться со Снеговиком. А что мы можем сделать, чтобы он не растаял? (проблемная ситуация). Ответы детей.
Снеговик. Спасибо вам. Дети. Но мне лучше на зимнем морозном воздухе. До свидания.
Воспитатель: Ребята поможем Деду Морозу, выполним его просьбу? Тогда я предлагаю вам отправиться в мастерскую. Раз, два повернись, в мастерской окажись!
Ребята, вот мы и в мастерской. Посмотрите какие здесь краски, а ведь это самые замечательные, чудесные, волшебные краски Востока. С их помощью мы выполним просьбу Деда Мороза, расскажем о нашей зиме. Пусть дети из солнечной Африки любуются снежными, красивыми узорами русской зимы. Согласны ребята?
Воспитатель: Молодцы! Ребята у меня для вас есть загадка. Попробуем отгадать?
Загадка:
Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята,
Кто окно разрисовал.
(Мороз)
Давайте посмотрим, какие красивые морозные узоры можно увидеть на окнах зимой. (показ слайдов)
Стих-ние башкирского поэта Хакима Гиляжева.
У окна Айдар -мальчишка, Он глядит во двор. на стекле опять расписан
Не один узор.
И откуда же узоры?
Кто их рисовал?
Здесь малиновые листья
Кто-то разбросал.
Есть и травы луговые, есть кувшинки тут.
По стеклу во все окошко
Елочки растут.
И во сне такого леса
Мальчик не видал.
Эх, узоры расписные,
Кто вас рисовал?
Все искусно и усердно
Вывел Дед Мороз.
Словно нынче в дом Айдара
Он весну принес.
Воспитатель: Давайте попробуем изобразить морозные узоры с помощью искусства рисования на воде Эбру.
Искусствоведы предполагают, что эта техника рисования возникла в Турции. Слово «эбр» означает «похожий на облака». Краски, которыми рисуют—не тонут в воде, они раскрываются, танцуют.
Воспитатель: Вы хотите стать волшебниками и нарисовать чудесные, необычные картины?
Раз, два повернись
В волшебника превратись.
(дети надевают фартуки, садятся за столы.)
Воспитатель:
Ребята, скажите, какого цвета зима?
Есть краски холодных и теплых тонов.
- Зиму мы будем рисовать какими тонами холодными или теплыми? Правильно, холодными (белая,синяя, фиолетовая)
В лотке у нас специальная вода. Я беру кисточку, опускаю в краску, держа ее над водой и потихоньку капаю. (или с помощью дозатора) Получаются вот такие круги. Смотрите, как они растворяются красиво. Затем промываю кисточку. Она у нас должна быть чистая. После промывания протираю о салфетку. Если мы хотим использовать другой цвет, берем следующий цвет. Смотрите какая красота получается. Далее берем шило и рисуем на поверхности воды снежные узоры. Влево, вправо, вниз, вверх проводим палочкой как вы хотите. Вот как у нас красиво получается! У нас получились круги расположенные друг над другом. Можно нарисовать снежные веточки вот таким движением--- провожу шилом,держа его ровно снизу вверх, не отрывая руки от поверхности воды. Каплю желтой краски преобразуем в месяц (показ).
Теперь переносим рисунок на бумагу. Кладем лист на поверхность воды. Считаем медленно до 5. Аккуратно вынимаем лист по краю лотка. А вот и наш зимний рисунок! У нас получились неповторимые узоры!
Воспитатель: А сейчас вы сможете сами создать зимние шедевры на воде.
- Давайте подготовимся к волшебству разомнем наши пальцы:
Чтоб красиво рисовать
Надо пальцы нам размять
Кулачки все крепко сжали
И немножко подержали
Подержали и разжали
Мне ладошки показали
Делай быстро детвора за работу нам пора!
А волшебная, чудесная музыка великого русского композитора П. И Чайковского поможет вам создать красивые, зимние рисунки.
(Дети экспериментируют самостоятельно под музыку. Помощь воспитателя.)
Воспитатель: -Кто создал свой волшебный узор, выкладывайте его на клеенку и убирайте свои рабочие места.
- Ребята, подойдите все ко мне, давайте посмотрим, что у нас получилось.
- Как вы считаете, у нас получилось волшебство?
-Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?
- Чем она отличается от других техник рисования?
-Что вам больше всего понравилось?
-Кому понравилась чья-то работа и почему? Кто хочет похвалить работу друга?
- Какое сочетание цветов вам больше понравилось?
- Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки с морозными узорами.
- Вы довольны своей работой?
А теперь я предлагаю взять на память о нашем занятии снежинки.
Если вам понравилось наше занятие, у вас все получилось- возьмите себе веселую снежинку. Если вам было сложно, скучно или что-то не получилось- возьмите грустную снежинку.
Воспитатель: Вы молодцы! Спасибо вам большое.
Когда работы высохнут мы их положим в конверт и отправим по почте Деду Морозу для детей из солнечной Африки. Я думаю они будут очень рады.