Ольга Тарасова
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Русские красавицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: познакомить с образом русской женщины в народном творчестве; раскрыть понятия «русская красавица» (представление о лице, умении держать и одеваться, глубоко переживать горе и радость); учить изображать женский образ, правильно передавать пропорции лица, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; воспитывать национальный характер; развивать творческую самостоятельность.
Публикация «Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе „Русские красавицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: репродукции картин И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», В. Тропинина «Пряха», Д. Левицкого «Портрет А. Д. Левицкой», А. Венецианова «На пашне. Весна», «Жница»; отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, красный нос» (Есть женщины в русских селеньях.); схемы построения лица с вырезанными и расписанными заготовками деталей лица; лист бумаги формата А3; акварель; гуашь; пастель; палитры; кисти.
Педагог. У каждого народа свое понимание женской красоты. У нас всегда большое значение придавали лицу как выражению души и характера. Заглянуть в лицо человека – значит заглянуть в его душу. Надо отдать дань глубокого уважения русским художникам, которые сумели тонко и проникновенно рассказать о прекрасных русских женщинах. Давайте посмотрим некоторые из этих картин.
Педагог демонстрирует репродукцию картины И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».
Вглядитесь в портрет крестьянки. Она как бы излучает ровное и мягкое сияние, свет у нее в душе. В этом портрете художник стремится выразить народное понимание красоты. МЫ ничего не знаем об этой крестьянке, кто она, как сложилась ее судьба. Но всмотритесь внимательно в её облик. Что вы можете сказать о ней? Можно ли применить к этому образу выражение «русская красавица» и, если можно, почему?
Дети. У крестьянки приветливое, ласковое, доброе лицо. Она словно улыбается. Крестьянка в праздничных одеждах.
Педагог. А вы знаете, о чем может рассказать кокошник на ее голове?
Ответы детей.
Кокошник носили замужние женщины на Руси. С открытой головой ходили только девушки. Поэтому сорвать с женщины головной убор считалось серьезным оскорблением. Отсюда-то и пошло выражение «опростоволоситься», что значит – опозориться. Женщина, на которую вы смотрите, конечно же, чья-то жена, ласковая, нежная мать. МЫ не знаем ее имени, но по сей день она восхищает нас своей самобытной красотой, спокойствием и благородством.
Педагог демонстрирует галерею женских образов, созданных кистью А. Венецианова, В. Тропинина, Д. Левицкого.
Прекрасны лицом и сердцем русские женщины : девушки, жены, сестры, матери.
Работали крестьянки, не разгибая спины. Но праздничные одежды они делали, вкладывая в них настоящий талант художника.
Люди верили, что красота – добрая, оберегающая сила, поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма всегда уделялось особое внимание.
Практическая работа.
Педагог. Ребята, только что вы были внимательными зрителями, а сейчас мы побудем с вами в роли художников и попробуем создать образы русских красавиц. Представьте свою маму или сестру в старинной одежде.
Сначала давайте вспомним приемы и этапы работы с краской.
Дети называют.
Подумайте, как вы расположите голову на листе бумаги. Если будете рисовать кокошник, то для этого потребуется особенно много места.
Педагог показывает, как рисовать вначале голову, соединить с высокой шеей, покатой линией плеч.
Сейчас мы с вами докажем, что красота достигается прежде всего через гармоничные детали и точность пропорций лица.
Будет ли красиво, если мы нашей красавице нарисуем крупный нос, широкий рот-скобку, больше уши?
Заранее вырезанные и расписанные заготовки педагог прикрепляет к нарисованному заранее лицу.
Прикрепляем теперь гармоничные детали, но глаза поднимаем высоко на лоб, нос опускаем низко, губы у самого подбородка. В чем дело? Почему лицо получается безобразным? Оказывается, и гармоничные детали не способны создать красоту лица, если они не на месте. Не забудьте, что у красавицы должен быть высокий лоб, небольшой рот, не уменьшайте расстояния между глазами. А самое главное, постарайтесь передать взгляд и вспомните о ее светлом образе, о сказочно нарядных украшениях.
Дети работают самостоятельно. Педагог при необходимости осуществляет индивидуальную помощь для решения изобразительной задачи.
В конце занятия проводятся выставка детских рисунков и их обсуждение.