Ольга Жук
Педагогический проект в средней группе «Русские красавицы — матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в средней группе
«Русские красавицы – матрешки»
Автор:
воспитатель Жук Ольга Геннадьевна.
МБОУ школа № 23 (корпус № 4) г. Благовещенска
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Возраст участников: 4 – 5 лет.
Срок реализации: 3 месяца.
Публикация «Педагогический проект в средней группе „Русские красавицы — матрешки“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Вид проекта : информационный, практико - ориентированный.
Тип проекта : творческий.
Актульность темы. В современном мире на первое место выдвигаются проблемы нравственно – патриотического воспитания детей. Речь идёт о том, чтобы с детства научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Воспитание детей на народных традициях, на истории нашего народа – одно из решений данной проблемы. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка «матрёшка» такая яркая, самобытная, не похожая ни на одну игрушку мира способна вызвать у ребенка положительный эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру. Русская красвица – матрешка покорила сердца любителей народной игрушки и, красивых сувениров по всему миру. Но многим российским детям она не знакома, они не знают историю её создания, технологию изготовления. Матрёшка – символ нашей страны. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями знаний об истории создания русской матрешки. Учитывая особенности «матрёшки» надо целенаправленно использовать её в детском саду.
Цели проекта :
- знакомство с национальной культурой;
- воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
- вызвать у детей эмоционально – положительное отношение к игрушке;
- развивать художественный вкус, эстетическое восприятие и творческие способности;
- развивать речевые умения и мелкую моторику рук;
- обогащать словарный запас дошкольников;
- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
- формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
- формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству;
- приобщить к истокам духовной культуры русского народа.
Предполагаемый результат:
- проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
- сформирована предметно – развивающая среда и условия для обогощения разнообразной худоественной деятельности детей;
- проявляется ээмоционально – позновательный интерес детей к русской народной игрушке и культурному наследию России. Расширены представления о быте своих предков;
- совершенствование профессиональной компетентности воспитателя.
Формы проведения: беседы, игры, продуктивная деятельность (аппликация, рисование, развлечение, мастер –класс.
Пути реализации проекта :
1. Работа с детьми:
- беседа: «Кто такая матрешка. Почему куклу назвали матрешкой.», «Виды матрешек (сергиево – пасадская (загорская, семеновская);
- чтение песенок – потешек, загадок о матрешках;
- пальчиковые гимнастики;
-динамическая пауза «Потанцуй с матрешками»;
- художественное творчество (декоративное рисование) «украсим сарафаны матрешек», «веселые матрешки»;
- дидактическая игра «собери матрешку», «Путешествие матрешек»;
- игры с матрешками;
- развитие математических представлений «Мы матрёшек посчитаем».
2. Работа с родителями:
- мастер – класс для родителей «Учим малышей играть»;
- привлечь родителей к пошиву нарядов для детей.
Кто такая матрешка. Почему куклу назвали Матрешкой.
Появилась первая матрешка в России очень – очень давно. Однажды из далекой страны Японии привезли игрушку – деревянного человечка с большой головой. Раскроешь его а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую – а там третья. Художнику Сергею Васильевичу Малютину очень понравилась эта идея, и он придумал для детей похожую куклу. Кукла была необычная, с сюрпризом: внутри куклы находилась кукла поменьше, а в той – ещё меньше, и ещё, и ещё… (Показать фотографии). С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и пестрый передничек.
Если сравнивать первую матрешку с матрешками что появились позже (Показать фотографии, то можно заметить, что выглядела она очень скромно. Но, видимо, автор так и задумал. Образ этой игрушки был близок народу. Назвали красавицу старинным русским именем Матрена, а ласково – Матреша.
Первая матрешка была восьмиместной : внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец.
Загорская матрешка (Сергиево – Посадская)
Настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев – Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная «игрушечная столица».
Если внимательно рассмотреть знаменитую загорскую матрешку, то становиться заметно, что она похожа на первую русскую матрешку. Она так же наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Эти матрешки всегда заняты делом : то идут в лес по грибы, по ягоды – корзинку несут, то они в поле с серпом – хлеб жнут, то хлопочут по хозяйству – самовар ставят, хлеб пекут. Их мужья – посадские богатыри – всегда с оружием, они воины.
Семеновская матрешка
Эта матрешка из города Семенова. Она яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась. О семеновских матрешках известно, что они очень любят цветы. Изображали бойких девушек – красавиц в ярких полушалках (платках). Цветы всегда украшают одежду семеновских матрешек – это может быть букет или один цветок. Их мужья – семеновские кавалеры – любят дарить им цветы, а ещё любят играть на музыкальных инструментах, хотя они не только отдыхать умеют – могут и топор в руки взять и дом построить.