Хаяна Иргит
Конспект занятия по речевому развитию «Звук [А]. Буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию (тропинка к грамоте)
Тема: Звук [А]. Буква А.
Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; понятием гласный звук. Развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.
Оборудование
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Звук [А], Буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Демонстрационный материал: картинки-аист, ананасы, абрикосы, арбуз, апельсины, антенна, альбом, буква А., картинка произнесения звука [А] схемы произнесения звуков – «Громко-тихо», «Длинно-коротко» ширма, 4-5 музыкальных инструмента, цифры 1,2,5
Раздаточный материал: тетради по обучению грамоте, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к Незнайке, он давно уже нас ждет. Посмотрите какой волшебный сундучок приготовил для нас Незнайка. Хотите узнать, что в нем спрятано?
Дети: -да.
Воспитатель: А лежат в сундучке музыкальные инструменты. Незнайка приготовил их, чтобы поиграть с вами в игру «Угадай, на чем играю». Но прежде чем начать игру, давайте вспомним как называются инструменты и послушаем, как они звучат. (дети слушают звучание, называют инструменты, и педагог убирает их за ширму). Закройте глаза, послушайте и скажите, на каком инструменте играл Незнайка.
Дети – Незнайка играл на маракасе… на бубне… на рубеле…и т. д.
Воспитатель: Сегодня я вам и Незнайке хочу рассказать сказку о звуках. Мы слышим много разных звуков – шум проезжающей машины, шелест листьев, пение птиц, звуки музыки – это все неречевые звуки, а еще есть звуки речи. Я говорю, а вы меня слышите. Это звуки речи. Сегодня вы узнаете о первом звуке речи. А вот о каком, вы догадаетесь, послушав стихотворение.
Аист вез из магазина
На своей тележке груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз
Воспитатель выставляет на доске картинки по ходу стихотворения.
Воспитатель: Что привез аист из магазина?
Дети: Аааананасы, Аааапелисины, Аааабрикосы, Ааарбуз
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааананасы?
Дети: [А]
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааапельсины?
Дети: [А];
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааабрикосы?
Дети: [А];
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааарбуз
Дети: [А]
Воспитатель: Что общего у всех этих слов?
Дети: Все они начинаются со звука [А]
Воспитатель: Давайте все вместе произнесем звук [А] (воспитатель выставляет картинку произнесения звука) рот открыт широко. Струя воздуха выходит свободно. Если струя воздуха не встречает во рту преграду – этот звук-гласный. Звук [А] гласный. Повторите. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. (Выставляется кружок) Звук [А] обозначается буквой А. (Выставляется буква А)
Запомните! Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
Посмотрите, как напишу ее я. (Воспитатель пишет на доске букву) и произносит: полка, палка и черта- получилась буква А.
Я вам и Незнайке предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук [А] – хлопните в ладоши. (воспитатель закрывает рот экраном)
Воспитатель: О, У, И, А, О, А, И, У, Ы, И, А, О.
Что я сейчас произносила?
Дети: звуки
Воспитатель: Звуки можно произносить по – разному. Можно звук [А] произнести громко ААА
А можно тихо. Аааа
Работа по карточкам:
Воспитатель: я буду показывать вам на кружки, а вы будете произносить звук [А]. покажу на большой кружок- произнесете громко, покажу на маленький – произнесете тихо.
Карточки:
А А А А
___ ___
Воспитатель: А еще звук можно произносить долго ааааааааааааааа, (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук долго) а можно произносить коротко. А. (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук коротко)
- Полина, спой песенку
А теперь послушаем Сашу,
А какая песенка у Матвея? (воспитатель проводит по дорожке, дети произносят звук)
Физкультминутка
Руки вверх и в кулачок,
Руки вниз и на бочок
Мы присядем, скажем у-у-у
Мы привстанем, скажем, а-а-а
Нам пора уж за дела. (повторить 2 раза)
Воспитатель: Незнайка решил поиграть в игру «Подбери картинку». Я называю вам предложения, а вы попробуйте продолжить предложения.
На крыше дома стоит …
Незнайка Альбом
Воспитатель: Правильно?
Дети: Нет. На крыше дома стоит антенна
Воспитатель:
Аня рисует красками в ….(альбоме)
На дереве поселился (аист)
Мама купила вкусные ….(апельсины)
На бахче вырос круглый ….(арбуз)
Воспитатель: Оказывается, незнайка не умеет считать, поможем ему посчитать предметы.
1 – антенна, 2 – антенны, 5 - антенн
1 – альбом, 2 – альбома, 5 - альбомов
1 – аист, 2 – аиста, 5 - аистов
1 – апельсин, 2 – апельсина, 5 - апельсинов
1 – арбуз, 2 – арбуза, 5 - арбузов
Молодцы! А теперь вспомните, каким цветом обозначаем звук [А]?
Дети: красным
Почему?
Гласные звуки обозначаем красным цветом.
Запомните правило: ГЛАСНЫЙ – ВСЕГДА КРАСНЫЙ!
Работа в тетради.
Итог занятия.