Ольга Корнишина
«Страна гласных звуков». Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей понятие «гласный звук».
Программные задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с гласными звуками.
Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Развивающие :
Публикация «„Страна гласных звуков“, Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь
Воспитательные: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Материалы и оборудование: картинки со звуком [а], картинки-схемы, фишки кр. цв., домики с красными крышами, карточки с заданиями, карандаши.
Ход:
Вводная часть:
- Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ. Давай, возьмемся за руки, улыбнемся и подарим друг другу тепло и хорошее настроение.
-Дети, сейчас я загадаю загадку, а вы должны будете ее отгадать:
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. Что это (звук)
-Молодцы. Конечно, это звук.
-Как вы догадались, что это звук?
-Правильно, звуки мы слышим, слушаем.
-Какие звуки вы знаете? (бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки).
-Правильно, это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.
Много звуков есть на свете :
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Основная часть:
-Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки.
-Сегодня мы с вами, познакомимся с гласными звуками.
-Гласные – это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий.
-Посмотрите внимательно на доску, что там изображено? (дома)
-Скажите, сколько всего домов вы видите? (6)
-Правильно, здесь 6 домов потому что в русском языке 6 гласных, сейчас я вам их назову: [a],[o],[у],[э],[ы],[и].
-Давайте повторим их еще раз.
-Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:
Гласные тянутся песенкой звонкой
И - и - и - и.
А - Могут заплакать и застонать:
О - о - о - у - у - у.
Могут качать в колыбели Аленку:
А - а - а - а.
Могут, как эхо, в лесу закричать:
Ау! Ау! Ау!
Могут летать высоко в синеву:
А, о, у, и, э, ы.
Не желают свистеть и ворчать.
-Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть.
-Давайте попробуем все вместе, спеть каждый гласный звук по очереди.
-Теперь я предлагаю вам немного поиграть с нашими гласными звуками.
Назовем слова, начинающиеся на звук [a], например, АРБУЗ (вывешивается картинка, далее – автобус, апельсин, ананас, абрикос, актер, артист и т. д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [о], например, ОСЛИК (вывешивается картинка, далее – окна, обруч, облако, остров, окунь, озеро и т. д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [у], например, УКРОП (вывешивается картинка, далее – улитка, утюг, удочка, урожай, укроп, учитель, ученик и т. д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [и], например, ИГОЛКА (вывешивается картинка, далее – индюк, ирис, Илья, икра, Ирина, ива, иволга и т. д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [э], например, ЭСКИМО (вывешивается картинка, далее – этажи, экскаватор, экран, эхо, и т. д.
-Вот сколько слов мы с вами назвали. Ребята, мы знаем что слова делятся на слоги, а гласные звуки участвуют в образовании слогов. Мы можем легко сказать: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».
-Давайте определим количество слогов в названиях картинок, которые есть на доске.
-Дети, посмотрите еще раз внимательно на наши дома, какого цвета у них крыши? (красного)
-Да, у всех домов красные крыши, но это не просто так, ведь все гласные звуки обозначаются красным цветом, а на схемах красными фишками.
Воспитатель вывешивает на доску картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит
-Дети, сейчас я предлагаю вам в каждом слове найти гласный звук.
-Что мы видим на 1 картинке? (мак)
-Какой гласный звук вы нашли?
-Как вы догадались, что это гласный звук? (его можно пропеть).
-Каким цветом фишки, мы обозначим этот звук? (красным)
-Почему? (все гласные звуки обозначаются красным цветом)
-Теперь, я предлагаю вам отдохнуть:
Мы знаем гласные звуки!
Вверх поднимаем руки, рот пошире открываем:"А! "
Руки на плечи опускаем, рот немножечко сужаем:"Э! "
Руки вытянем вперед и губы трубочкой вперед: "У! "
Руки в стороны раздвигаются, губы улыбаются: "И! "
Руки назад и язык назад: "Ы! "
Руки округляем, губы округляем: "О! "
-Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите (Да).
Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук. (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).
Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т. д.
-Молодцы и с этим заданием вы справились.
-Сейчас, я предлагаю вам сесть за столы, ведь вас там ждет задание.
-У каждого из вас лежат карточки, на которых нарисованы различные предметы, обведите в кружок те предметы, которые начинаются с гласного звука.
-Но перед тем как начнем делать задание, давайте поиграем с нашими пальчиками:
(пальчиковая гимнастика)
«Мальчик-с-пальчик»
Мальчик-с-пальчик, где ты был?
С этим другом в лес ходил.
С этим другом щи варил.
С этим другом кашу ел.
С этим другом песни пел.
С этим – в дудочку дудел.
Каждый пальчик ребенка загибайте, будто бы разговаривая с ним: от указательного пальчика до мизинца.
-Молодцы!