Леващева Екатерина
«Волшебница-зима». Конспект открытого занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ
СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА:
«ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА»
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ)
Сорочинск-2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка…. 3
II. Конспект образовательной культурной практики:…. 4
1) организационно-методическая информация…. 4
2) примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей….
5
3) дальнейшая разработка темы…. 10
III. Список литературы…. 11
IV Приложение
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это возраст, в период которого у детей все больше и больше появляется желание, стремление к познанию нового об окружающем мире. Мы, как педагоги обязаны всячески способствовать этому. Значит, не только поддерживать интерес, но и предоставлять возможность для изучения неизведанного. Наверняка именно познавательная область развития является самой увлекательной для ребят. Ведь ни одна другая из них не заставляет задуматься детей над тем или иным вопросом, постоянно расспрашивать об удивительном мире и его тайнах, экспериментировать, находить, выявлять, узнавать. Знакомить детей с секретами окружающего мира можно на любую тему и бесконечно. Пожалуй, самым важным и интересным не только для педагогов, но и для детей является такой вид работы, как экспериментирование. Детские опыты полезны для развития ребенка, они учат его самостоятельно принимать решения и делать выводы. Основное преимущество экспериментирования заключается в том, что оно помогает дошкольникам понять реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытно-практической деятельности развивается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Формулировка выводов об увиденном, стимулирует речевое развитие.
Детям дошкольникам свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни что иное, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном детстве оно является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Опытно-практическая деятельность неразрывно связана с другими вид деятельности. Особенно данный вид деятельности тесно взаимодействует с речью, поскольку, при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. В ходе обсуждений действий они начинают рассуждать, высказывают точку зрения. Хочется отметить, что при этом детей развивается диалогическая речь. Возникает потребность работать сообща, что формирует взаимоотношения в коллективе. Обобщая это, можно сделать вывод, что экспериментирование — это наиболее эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Познание мира с помощью опытов вызывает у детей любопытство к исследованию окружающей среды, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность ребенка.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
I. Организационная информация Примечание
1. Доминирующая образовательная область Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
2. Вид деятельности детей Коммуникативная, двигательная, познавательная, игровая деятельность
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Волшебница Зима».
2 Методы и приемы реализации содержания занятия Наглядный: мяч, письмо из зимнего царства, снежинка, волшебные ключи, икт-оборудование, волшебная полочка, сундук, елочные игрушки.
Словесный: художественное слово, рассуждение, объяснение.
Практический: проведение экспериментов, физ-пауза.
3. Возрастная группа: Средняя группа
4. Цель: Формирование представления у дошкольников о свойствах льда
5. Задачи:
5.1 Образовательные:
1. Формировать представление у детей свойства льда: твердый, холодный, гладкий;
2. Учить выстраивать логическую цепочку: в тепле лед тает и превращается в воду, а на улице вода замерзает;
3. Расширить представления детей о зимних явлениях.
5.2 Развивающие:
1. Развить опытно-практические навыки;
2. Развить наблюдательность;
3. Развить интерес к исследованию;
4. Развить внимание, мышление.
5.3 Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе и ее явлениям;
2. Воспитывать умение работать сообща, в коллективе.
6. Планируемые результаты
6.1 Проявляет любознательность, активно участвует в экспериментальной деятельности.
Стремится к самостоятельному познанию и размышлению.
6.2 Делает предположения, отвечает на вопросы воспитателя.
6.3 Доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
6.4 Обладает элементарными представлениями о явлениях окружающего мира
7 Организация среды для проведения занятий Демонстрационный материал: мяч, волшебная палочка, письмо, сундук, елочные игрушки, икт-оборудование.
Раздаточный материал: тарелочка с кубиком льда на каждого ребенка, заготовка для кораблика на каждого ребенка, таз с водой, большие куски льда и маленькие кусочки на каждого ребенка.
8. Подготовка к образовательной деятельности на занятии, в режимные моменты Беседа: «Пришла зима!», рассматривание ледяных сосулек во время прогулки, проведение опыта: «Таяние льда и снега».
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Посмотрите, у меня в руках мяч. Какого он цвета? Я предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение и солнечное настроение. Мы будем передавать его по кругу и говорить соседу комплимент.
Воспитатель: Мы с вами зарядились положительными эмоциями. Давайте подарим их и нашим гостям. Повертитесь к ним, подуйте на свои ладошки и подарите им отличное настроение.
Звучи волшебная музыка
Воспитатель: Ребята, вы слышали это? Что это за звуки?
Воспитатель: Вы правы! Только эта музыка похожа на волшебную. Откуда же доносится музыка?
Воспитатель поворачивает головой, ищет откуда может доносится музыка.
Воспитатель: ОЙ! Смотрите, что это прилетело к нам на окно? Правильно! Наверное, поэтому и звучала волшебная мелодия. Ребята, снежинка какая?
Дети заходят в зал и встают в круг. По очереди они передают мяч и говорят комплименты соседу. Дети поворачиваются лицом к гостям и «сдувая с рук» дарят им добрые пожелания.
Дети вместе с воспитателем подходят к окну и рассматривают снежинку.
1.2 Мотивация деятельности детей Воспитатель: Какая же она красивая! Смотрите, на подоконнике лежит конверт с письмом. Кто его мог оставить? Тут написано, что оно для ребят средней группы из волшебного зимнего царства государства. Наверное, снежинка его с собой принесла и хочет нам передать послание.
Дети предполагают, от кого могло быть письмо
1.3 Целеполагание Воспитатель читает письмо
Воспитатель: Поможем волшебнице зиме расколдовать ее царство?
Дети соглашаются помочь волшебнице зиме
II Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Ребята, для начала я предлагаю вам немного со мной поиграть. Я буду бросать вам в руки снежок и говорить факт о зиме. Если он верный, то вы его ловите вы говорите «Да». Если факт не правильный, то вы ловите снежок и отвечаете «Нет» и дайте правильный ответ.
1. Зимой можно кататься на коньках
2. Зимой обязательно нужно носить шапку
3. Зимой на деревьях много зеленых листьев
4. Зимой на улице очень жарко и тепло
5. Зимой выпадает много снега
6. Зимой тает снег и бегут ручьи, а на улице теплее
7. Перелетные птицы улетели на юг
8. Зимой можно кататься на лыжах
9. Зимой мы встречаем Новый год
10. Вода зимой превращается в снег и лед
11. У зимы 2 месяца: декабрь и январь
Дети по очереди ловят снежок и отвечают на вопросы
2.2 Добывание нового знания Ребята, в своем письме зима волшебница говорила, что путь к заданиям мы сможет найти по следам. Я кажется их вижу. Аккуратно наступайте на каждый след. Вставайте вокруг стола.
Включается музыка: «Следы» из мультфильма Маша и Медведь.
Опыт №1 «Свойства льда»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, рядом с вами около каждого из вас стоят тарелки. Что в них лежит? Правильно! Возьмите его в руки. Что вы чувствуете? Если мы чувствуем холод, то значит лед какой? Попробуем постучать им об стол. Что вы слышите? Попробуем его согнуть пополам. Если у нас не получается его развить и согнуть, то значит лед какой? Как вы думаете, есть ли у льда цвет? Верно! У него нет цвета! Тогда каким мы его назовем? Давайте сделаем вывод. Расскажите мне о каких свойствах льда мы узнали?
Воспитатель: Мы добыли первый ключ! Пора отправляться дальше!
Включается музыка: «Следы» из мультфильма Маша и Медведь.
Опыт №2 «Тонет лед или не тонет. Ледяные кораблики»
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан! (Агния Барто)
Воспитатель: Дети, посмотрите, в центре стола стоит тарелка, а в ней вырезанные из цветной бумаги паруса. Рядом с вами стоят основы кораблей. Из чего сделана основа? Мы с вами сделаем настоящий ледяной корабль. Вам нужно взять парус и надеть его на мачту корабля как я. Хотите проверить, будет ли плыть наш кораблик по воде? Тонет корабль? Из чего он сделан? Почему корабль изо льда не тонет?
Воспитатель: Мы добыли первый ключ! Пора отправляться дальше!
Физминутка
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Включается музыка: «Следы» из мультфильма Маша и Медведь.
Опыт №3 «Таяние льда в воде. Какой: большой или маленький лед растает быстрее?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами два куска льда. Они одинаковые по величине? Верно! Как вы считаете, если мы опустим их в воду, то они будут таять? А какой большой или маленький кусочек будет таять быстрее? Как считаете, почему маленький кусочек растаял быстрее?
Воспитатель: Мы добыли первый ключ! Пора отправляться дальше!
Воспитатель: У нас есть все три ключа! Значит, мы уже может открыть ими волшебный сундук и расколдовать зимнее царство, а вот и оно.
На слайде появляется снеговик и задает детям вопросы:
Что такое лед?
Какие свойства льда вы знаете?
Тонет ли лед в воде? Почему?
Снеговик пропускает детей пройти в зимнее царство
Дети по музыку шагают по следам и встают вокруг стола. Дошкольники отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы.
Дети изготавливают ледяные кораблики и опускают их в воду. Делают вывод о том, почему лед не тонет.
Дети сравнивают лед по величине, предполагают, какой из них растает быстрее. Делают выводы.
III Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель: Ребята, скорее присаживайтесь! Вот мы с вами и очутились в зимнем царстве, только что-то я не вижу волшебного сундучка, который нам нужно открыть. Вы не знаете, где бы он мог быть? Вы его видите?
Воспитатель: Давайте проверим это. И правда, тут спрятан сундук. Какие вы внимательные!
Воспитатель вместе с детьми (имитирует) открывают сундук. ключами.
Воспитатель достает волшебную палочку из сундука и вместе с детьми произносит волшебные слова: раз, два, три, четыре пять, начинаем колдовать, палочкой сейчас взмахнем и зимнее царство от колдовства мы спасем.
На сладе появляется волшебница зима и благодарит ребят за помощь. Дарит дошкольникам елочные игрушки.
Дети под музыку уходят из зала, прощаются с гостями.
Дети замечают сундук, накрытый покрывалом.
Дети выбирают елочную игрушку.
IV Дальнейшая разработка темы
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Художественно-творческая деятельность «Цветные льдинки», «Рисование на снегу». В детском саду
В семье
1.2 Познавательное развитие Эксперимент «Ледяная рыбалка», чтение Н. Павлова «Зимние сказки», познавательное занятие «Мы – фокусники». В детском саду
Проведение эксперимента: «Замерзание жидкостей»
В семье
1.3 Двигательная деятельность Расчистка снега на площадке детского сада В детском саду
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Рисование на тему: «Зима» В детском саду
2.2 Ребенок по приглашению педагога Дидактическая игра: «Приметы зимы» В детском саду
Использованная литература:
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.
4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
7. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
10. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
12. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
13. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 64 с.
15. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
16. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
17. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.