Наталья Бикметова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка 3-4
II. Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:
1) организационно-методическая информация; 5-8
2) примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;
9-14
3) дальнейшая разработка темы; 15
III. Список литературы 17
IV Приложения 18
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
– он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления. То есть хорошо развитая устная речь ребенка должна быть: а) правильной (то есть без ошибок, б) «хорошей» по качеству, то есть красивой, образной, точной, богатой, выразительной. Вот наша цель развития речи в дошкольном возрасте.
Сейчас всё чаще встречаются дети, которые считаются в семье гениями. Они знают наизусть огромные отрывки из энциклопедий. Но любая творческая или проблемная ситуация ставит их в тупик. Нет у них и красивой творческой выразительной речи.
Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами и к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. В этом возрасте речь у детей становится более правильной. В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако, следует знать что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.
Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Следовательно, именно по этой причине выбрана данная форма организации специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей «Путешествии в волшебный лес».
Актуальность занятия для ребенка предполагает повышение уровня развития связной речи. Известно, что в связной речи дошкольников наблюдается преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.
Следовательно, с учётом методики развития речи, я использовала наглядно-дидактический материал. Репродукция картины «Моя семья» с изображением знакомых ребёнку предметов, обстановки является отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий, без ошибок составлять рассказ по картине. Занятие разработано в рамках раздела «Речевое развитие» образовательной программы МБДОУ "Детский сад №12", составленной на основе ФГОС ДО.
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая информация Содержание
1. Тема образовательной деятельности «Моя семья»
2. Доминирующая образовательная область Речевое развитие: повышение уровня развития связной речи
3. Виды деятельности детей Игровая (Сюрпризный момент – Буратино; игровая ситуация - «Письмо»).
Коммуникативная (Свободное общение по теме НОД)
Двигательная (Физ. минутка «Кто живёт у нас в квартире?»).
4 Методы и приемы реализации содержания занятия
4.1 Общепедагогические методы и приемы Методы формирования сознания:
- разъяснение (работа по карточкам - схемам,
- беседа (обобщение опыта,
- рассказ (составление рассказа по картине)
Обращение к опыту детей (вспомнить какие бывают семьи: маленькие, большие).
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:
- приучение (соблюдение правила общения и поведения в семье, с членами семьи,
- упражнение (называют слова в ед. ч. и мн. ч,
- косвенное требование (соблюдение правила общения и поведения в семье, с членами семьи,
- просьба: (дополнять рассказы товарищей).
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
- наглядность (карточки – схемы; картина «Моя семья»)
- проблемные (в случае необходимости)
- занимательные и игровые ситуации (физ. минутка, координации движений с речью «Кто живет у нас в квартире»);
- ситуации успеха (похвалить всех детей; самооценка детей - смайлики);
- аналогии (составление самостоятельного рассказа по аналогии).
3.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности
Дидактические беседы с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса по теме «Моя семья»
Моделирование рассказа по карточкам - схемам.
Культурные практики: умение вести беседу.
Словесные: уточняющие вопросы к детям( ; дозированная подсказка детям.
Наглядные: использование проектора; карточки – схемы (кто, где, когда, что делают)
5. Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное: формирование элементарных навыков одевания верхней одежды и зимней обуви, закрепить знания о природных явлениях (весне, зиме); взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе прогулки по лесу.
Познавательное развитие: получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи человека; закрепление представления о повадках диких животных.
Формирование элементарных математических навыков: один – много.
Художественно-эстетическое развитие: эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала, выполнение движения подражания согласно музыкальному оформлению.
Физическое развитие: выполнение двигательных заданий и упражнений.
6. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
7. Цель Формирование умения детей рассказывать по содержанию сюжетной картины с использованием кар-точки-схемы.
8. Задачи Планируемые результаты
8.1 Формировать умение рассказывать по со-держанию сюжетной картины. Составление описательного рассказа по картине «Моя семья», используя карточки - схемы
8.2 Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
8.3 Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.
8.4 Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.
8.5 Совершенствовать диалогическую форму речи.
8.6 Ввести в активный словарь детей слова: шахматы, вязать, дружная. Активизация пассивного и активного словаря детей новыми словами
8.7 Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу Сформировано умение называть множественное число в именительном и родитель-ном падеже.
8.8 Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.
8.9 Отработка интонационной выразительности речи. Осознанно контролируют звучание собственной и чужой речи.
8.10 Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.
8.11 Углублять представление ребенка о семье и ее истории.
8.12 Воспитывать любовь и уважительное отношение к окружающим, скромность, умение с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения
Составление рассказа по картине «Моя семья»
Способы преодоления
Использование карточек - схем (логика построения рассказа)
10. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Материалы и оборудование: проектор и экран, карточки - схемы, картина «Моя семья», конверт с письмом, смайлики, волшебная палочка.
11. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Рассматривание картины «Моя семья»
Познавательные беседы о семье.
Рисование на тему «Моя семья».
Чтение рассказов и стихотворений, посвященных маме, папе, бабушкам и др. членам семьи.
Беседы на утренних сборах на тему «Моя семья».
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему
Воспитатель: Ребята, посмотрите утром, по дороге в детский сад, около нашей группы я нашла вот этот конверт, на нем написано: «Детям старшей группы» Давайте посмотрим, что в этом конверте? Что это?
Дети: Письмо и волшебная палочка.
Воспитатель: Правильно, интересно, а что здесь написано? Кто может прочитать это послание?. Хотите я вам помогу прочитать?
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята, отгадайте мою загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья).
Воспитатель: Правильно. Вы угадали это семья.
Очень трудно самому
Жить на свете одному
Вместе с мамой жить и папой
Хочется всегда ребята.
Беседа «Моя семья». (Беседа проходит с волшебной палочкой у кого палочка тот отвечает)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Назовите, кто живет в семье?
Какие бывают семьи?
Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сест-ра, семья может быть большой и маленькой
Воспитатель: Да верно - Семья может быть и маленькой – на-пример, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это на-стоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.
Воспитатель: ребята скажите, как вам кажется, что в семье главное?
Ответы детей….
Воспитатель: Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Сюрпризный момент.
1.2 Мотивация деятельности детей Забегает Буратино.
Воспитатель: Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?
БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу справиться с заданием.
Воспитатель: С каким заданием ты не можешь справиться?
БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Буратино? (варианты ответов) (расскажем, как нужно составлять рассказ). Буратино, покажи, пожалуйста, нам картину, по которой нужно со-ставить рассказ.
БУРАТИНО: Картина на флешке.
1.3 Целеполагание
Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. (дети стоят перед экраном). Буратино, вначале нам надо рассмотреть картину. (Дети в течении 10 сек. рассматривают (да, эта картина нам знакома.)
1. Ребята, а как вы думаете, кто изображен на картине? (семья, папа, мама, сын, дочка, бабушка, родные, близкие, родственники).
2. Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире). В какой комнате? (уютной, чистой, большой)
3. Чем они занимаются? (папа с сыном играют в шахматы, мама сидит рядом с мальчиком, бабушка вяжет, дочка читает книгу, дедушка кормит рыбок).
4. Что можно сказать об этой семье? (какая она) (большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, сердечная, веселая, заботливая).
Воспитатель: Ребята давайте покажем Буратино, кто живет у нас в квартире
(Координация речи с движением.)
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Воспитатель: А теперь садитесь на стульчики. Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ. Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным мы с ребятами будем использовать карточки-помощники.
Приложение 1.
Карточки – схемы.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Воспитатель предлагает детям рассмотреть модель-схему и вспомнить что она обозначает.
Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают. (карточки выставляются на мольберт).
Каждая схема обозначает о чем надо рассказывать:
1. Первая карточка-схема - Кто изображен на картине?
2. Вторая карточка-схема - Где находятся?
3. Третья карточка-схема - Когда все происходит? В какое время года или в какое время суток?
4. Четвертая карточка-схема -Кто и что делает?
5. Пятая карточка-схема - Какая семья?
Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы. Ты то-же, Буратино, слушай внимательно.
Наступил выходной день. Большая и дружная семья собралась в любимой комнате. Здесь и старшие члены семьи: дедушка, ба-бушка, мама и папа и младшие – брат и сестра. Уже вечер, за окном темно, зажглись огни в домах. Дедушка стоит у аквариума и кормит рыбок. Бабушка сидит в кресле и вяжет носки. Она внимательно слушает внучку, которая читает книжку. Бабушка довольна чтением. Мама сидит на диване, рядом с сыном. Наблюдает за ходом игры. Она гордится сыном, который на равных играет с отцом в шашки. Папа сидит за столом и думает, какой сделать следующий ход.
В комнате чисто, красиво, тепло. Это уютная комната.
Хорошо, когда все вместе собираются дома. Хочется подольше побыть с родными людьми.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Кто желает рассказать? Аделина, пожалуйста. (Волшебная палочка в руках Аделины)
Рассказ Аделины.
Воспитатель: Аделина, умница. Ты последовательно рассказала. У тебя получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает?
Семен, пожалуйста. (Передает волшебную палочку Семену)
Рассказ Семена.
Воспитатель: Семен, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой рассказ был подробным. Ты умело использовал карточки-схемы. Умница.
Воспитатель: Александр, желает рассказать? Пожалуйста, мы тебя слушаем.
Рассказ Александра. (Волшебная палочка в руках Александра)
Воспитатель: Очень интересно и содержательно рассказала Александра, молодец. Буратино! Мы теперь хотим тебя послушать.
Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.
БУРАТИНО: Теперь я понял как нужно составлять рассказ. Большое вам спасибо. Я побежал! Пока!
Приложение 2.
Репродукция картины «Моя семья»
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания! (Дети встают со стульчиков). Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? (научили Буратино составлять рассказ по картине). Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился? (Почему)
Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы смогли научить Буратино составлять рассказ. МОЛОДЦЫ.
3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/ виды деятельности детей/мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Художественно-творческая деятельность Изготовление поделок – подарков к Дню матери В детском саду
1.2 Чтение художественной литературы Отгадывание загадок
Излучает она свет,
От улыбки – ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная … (мамочка)
Всё хозяйство: лебеда
Да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда
Нас накормит … (бабушка)
Надарила безделушек-
Семь матрёшек и бобрёнка…
Но дороже всех игрушек
Для меня моя … (сестрёнка)
Угадай-ка, кто же это?
Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду, друзья от вас ответа.
Молодцы! Конечно … (папа)
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый …. (дедушка)
Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший … (брат)
В этом слове семь букв «Я».
Отгадай-ка, друг! (семья)
В детском саду. В семье
1.3 Игровая деятельность с/р игра «Семья», «Дочки – матери» В детском саду и в семье
1.4 Двигательная деятельность Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением В детском саду
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Рассматривание иллюстраций о семье В детском саду
2.2 Ребенок по приглашению педагога Создание портретов родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Создание альбома «Моя семья»
2.3. Работа по карточкам - схемам Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах В детском саду
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г. Я,Затулина. Развитие речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие-М. : Центр педагогического образования, 2015.-144с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в дет саду. Старшая группа. –М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96с.
3. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. –М. : ТЦ Сфера, 2015.-192с. -(Развиваем речь).
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».2-е изд. -М. : Просвещение, 1981.-255.
IV.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Карточки - схемы.
Кто изображен на картине «Моя семья»?
Где находятся?
Когда (в какое время суток, года) происходит действие, изображенное на картине «Моя семья»?
Что делают герои, изображенные на картине?
Приложение 2.
Картина «Моя семья»