Приложение МААМ

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Мир птиц»

Наумова Галина Васильевна
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Мир птиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду;

закреплять представления о птицах, их образе жизни;

закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие, активизация словаря;

закреплять умение понимать словесные указания на изменение направления движения предмета в пространстве (в центр, в правый верхний угол, в нижний левый угол)

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Мир птиц“» размещена в разделах

Развивающие задачи :

способствовать развитию зрительного восприятия, целостного восприятия и слухового внимания;

способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, классифицировать, обобщать;

упражнять детей в образовании антонимов;

развивать умение детей отвечать на вопросы полным ответом;

Воспитательные задачи:

воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой;

воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

наблюдение за птицами во время прогулки;

рассматривание иллюстраций из альбома «Птицы»;

разгадывание загадок о птицах;

чтение произведений: К. Ушинского, Н. Сладкова;

д/и «Скажи наоборот», «Зимующие и перелетные птицы», игра «Скачет шустрая синичка», «Узнай птицу по тени», «Собери картинку», игра «Угости птиц», пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы», «Птичка скачет по кормушке».

Оборудование:

проектор, экран, картинки с изображением птиц, запись с пением птиц.

теневое изображение птиц, контурное изображение птиц. Раскраска изображением птиц. Формы для кормушек, клей.

Методы и приё мы:

Наглядные методы - рассматривание, презентация «Мир птиц».

Словесные методы - художественное слово, вопросы, беседа.

Игровые методы - игры, игровая ситуация, сюрпризный момент – раскраска с изображением птиц.

Практические методы - изготовление кормушек.

Ход образовательной деятельности:

1ч. Организационный момент.

Воспитатель: – Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. (СЛАЙД - 1)

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Стих- ние «Улетают, улетели…» Е. Благининой (СЛАЙД - 2)

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет

– Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (СЛАЙД - 3)

Дети: Про осень.

Воспитатель: По каким приметам вы узнаете, что наступила осень?

Дети: Солнце светит мало. Часто идут дожди. Дни стали короче. Птицы улетают в теплые края. (СЛАЙД - 4)

Воспитатель: О ком говорится в стихотворении?

Дети: О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель: И сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые от нас улетают.

Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Ласточка, соловей, скворец, утка, лебедь, цапля, гусь. (СЛАЙД - 5)

Воспитатель: Я, вам загадаю загадки, а вы будьте внимательны.

Быстрой стрелою летает,

Мошек в воздухе хватает.

Хвостик вилкой, как рогатка,

Это –. (Ласточка) (СЛАЙД - 6)

Может плавать и нырять,

В небе высоко летать

«Кря» - нырнула на минутку

Вы узнали? Это. (Утка) (СЛАЙД - 7)

Серенькая птичка

Ростом невеличка,

Но выводит трели – диво,

Удивительно красиво!

Кто поёт среди ветвей?

Догадались? - … (Соловей) (СЛАЙД - 8)

Он весною прилетает,

Садоводам помогает.

Строим мы ему дворец,

Называется. (Скворец) (СЛАЙД - 9)

По траве он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь) (СЛАЙД - 10)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля) (СЛАЙД - 11)

Воспитатель: Правильно вы отгадали, эти птицы относятся к перелетным.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе:

журавли – выстраиваются «клином» в виде треугольника;

гуси и утки – косяком, караваном;

мелкие птицы – стаями.

Птица, которая возглавляет стаю, называется – вожак. Он ведёт всех, руководит полётом, знает дорогу, он самый опытный, главный, сильный в стае птиц. (СЛАЙД - 12)

Воспитатель: А, сейчас всё внимание на меня.

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в образовании антонимов

Аист большой, а синичка (маленькая,

Лебедь белый, а грач (чёрный,

У журавля широкие крылья, а у ласточки (узкие,

У лебедя шея длинная, а у утки (короткая,

Жаворонок живет в поле, а цапля (на болоте,

У снегиря грудка красная, а у синицы (жёлтая,

У вороны бока серые, а у сороки (белые,

У вороны клюв большой, а у синицы… (маленький,

Ласточка перелётная птица, а воробей (зимующая).

2ч. Основная часть.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети: Потому что становится холодно, нечего есть.

Воспитатель: Правильно. Ведь из-за холода растения не растут, погибают. Насекомые прячутся глубоко в землю, перелётным птицам нечем питаться.

– Ребята, а все ли птицы улетают в теплые края.

Дети: Нет.

Воспитатель: Не все птицы от нас улетают в тёплые края. Какие-то у нас остаются зимовать.

– Ребята, какие птички у нас остаются зимовать?

Дети: снегирь, синица, вороны, воробей, дятел, голубь….

Воспитатель: Как мы можем называть этих птиц, одним словом?

Дети: Зимующие птицы. (СЛАЙД - 13)

Воспитатель: А сейчас мы проверим ваши знания.

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На одном флаленогрефе один красный лист с солнышком, на другом – синий со снежинкой. Расположить перелетных птиц на листе бумаги с солнышком, а зимующих – на листе со снежинкой.

Воспитатель: – Молодцы, правильно назвали птиц.

Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание! Раз вы так хорошо знаете о птицах, то вы наверняка знаете, что они и поют по-разному, я предлагаю вам послушать птичьи голоса и назвать птицу.

Давайте послушаем и постараемся угадать. (Голоса птиц) (СЛАЙД - 14)

Воспитатель: Какой звук издаёт воробей? (Запись - воробья).

Дети: Чик-чирик.

Воспитатель: Послушайте, кто так поёт? (Запись - вороны).

Дети: Ворона - важная.

Воспитатель: Какая птица умеет ворковать? (Запись – голубь).

Дети: Голубь.

Воспитатель: Слышите, стук, стук (Запись - дятел).

Дети: Дятел.

Воспитатель: А это что за птица? (Запись – синица).

Дети: Синица.

Воспитатель: Ребята, послушайте – это пение. (Запись - снегиря).

Дети: Снегирь.

Воспитатель: – А сейчас я предлагаю на время забыть, что вы дети, и превратится в синичек.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах).

Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге).

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге).

Завертелась как волчок, (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели).

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте).

Тири-тири, (прыжки на правой ноге).

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).

Воспитатель: Отдохнули.

Посмотрите, на экран там какая то загадка. Когда зимой светит солнце, на снегу от птиц появляется тень. Помогите мне узнать, какой птице принадлежит эта тень?

Д/и «Узнай птицу по тени» (СЛАЙД – 15–16–17–18–19)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились.

Ребята, на столе лежат волшебные конвертики, посмотрим, что в них лежит. Проходите, садитесь.

Д/и «Собери картинку».

Задаются детям вопросы. (Каких птиц они собрали)

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев).

Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой).

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой - «крошим хлеб».)

Хлебушка немножко (тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки - голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки - воробьям (то же - левой рукой)

Сороки да вороны,

Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

Воспитатель: Ребята, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать.

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Воспитатель: Если зима морозная, холодная и снежная. А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Воспитатель: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта толстым слоем снега, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать

Воспитатель: - Ребята, я вам принесла кормушку, и мы проверим, знаете, чем же питаются птички зимой. (Игра «Угости птиц») (СЛАЙД – 20–21)

Дети: действия детей.

Воспитатель: - Куда же можно положить корм для птиц?

Дети: На кормушку. (СЛАЙД - 22)

Воспитатель: - Все молодцы! Проходите и садитесь за столы.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами делали кормушки.

«Наша птичка непоседа. Она всё время прыгает по кормушке, ищет что – ни будь поклевать. Приготовили наши кормушки, взяли в руки птичку. И теперь будьте внимательны. Села птичка в центр кормушки поклевала, поклевала. И захотела перепрыгнуть в….»

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Сегодня на прогулке мы их повесим для птичек.

3ч. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение. (СЛАЙД - 23)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма -

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

(А. Яшин).

Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше занятие.

Скажите, о ком говорили сегодня на занятии?

Дети: О птицах.

Воспитатель: О каких птицах?

Дети: перелётные и зимующих.

Воспитатель: Назовите перелётных птиц.

Дети: Утки, жаворонок, ласточки, аисты и т. д.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: Дятел, синица, воробей, голубь, снегирь.

Воспитатель: Как нужно зимой помогать птицам?

Дети: Делать кормушки и подкармливать птиц.

Воспитатель: Не будем забывать о зимующих птицах. А я смастерила вот такую кормушку, повесим ваши кормушки и мою кормушку на участке, и будем подкармливать птиц зимой.

Я хочу сегодня подарить вам медальки–раскраски на обратной стороне нарисована птичка, вы их разукрасите.

Ребята, вы очень хорошо поработали на занятии. Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик»Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик» Интегрированное занятие по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) в старшей группе на тему: В. П. Катаев «Цветик.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц»Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц» Задачи: 1. Расширить представления детей о птицах; научить беречь птиц и заботиться о них; 2. Развивать речь детей, мышление, любознательность,.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» .

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Ежинька и белочка»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Ежинька и белочка» Программное содержание: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на поисковые вопросы педагога, объяснять непонятные детям слова,.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; согласовывать.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Как прекрасна наша планета Земля» Цель и задачи Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Мир птиц»
Опубликовано: 13 марта 2022 в 12:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Мир птиц»» (включая файлы) размещена пользователем Наумова Галина Васильевна (УИ 2059458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД