Наумова Галина Васильевна
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Мир птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду;
закреплять представления о птицах, их образе жизни;
закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие, активизация словаря;
закреплять умение понимать словесные указания на изменение направления движения предмета в пространстве (в центр, в правый верхний угол, в нижний левый угол)
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Мир птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
способствовать развитию зрительного восприятия, целостного восприятия и слухового внимания;
способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, классифицировать, обобщать;
упражнять детей в образовании антонимов;
развивать умение детей отвечать на вопросы полным ответом;
Воспитательные задачи:
воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой;
воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами во время прогулки;
рассматривание иллюстраций из альбома «Птицы»;
разгадывание загадок о птицах;
чтение произведений: К. Ушинского, Н. Сладкова;
д/и «Скажи наоборот», «Зимующие и перелетные птицы», игра «Скачет шустрая синичка», «Узнай птицу по тени», «Собери картинку», игра «Угости птиц», пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы», «Птичка скачет по кормушке».
Оборудование:
проектор, экран, картинки с изображением птиц, запись с пением птиц.
теневое изображение птиц, контурное изображение птиц. Раскраска изображением птиц. Формы для кормушек, клей.
Методы и приё мы:
Наглядные методы - рассматривание, презентация «Мир птиц».
Словесные методы - художественное слово, вопросы, беседа.
Игровые методы - игры, игровая ситуация, сюрпризный момент – раскраска с изображением птиц.
Практические методы - изготовление кормушек.
Ход образовательной деятельности:
1ч. Организационный момент.
Воспитатель: – Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. (СЛАЙД - 1)
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Стих- ние «Улетают, улетели…» Е. Благининой (СЛАЙД - 2)
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет
– Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (СЛАЙД - 3)
Дети: Про осень.
Воспитатель: По каким приметам вы узнаете, что наступила осень?
Дети: Солнце светит мало. Часто идут дожди. Дни стали короче. Птицы улетают в теплые края. (СЛАЙД - 4)
Воспитатель: О ком говорится в стихотворении?
Дети: О птицах, которые улетают в тёплые края.
Воспитатель: И сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые от нас улетают.
Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Ласточка, соловей, скворец, утка, лебедь, цапля, гусь. (СЛАЙД - 5)
Воспитатель: Я, вам загадаю загадки, а вы будьте внимательны.
Быстрой стрелою летает,
Мошек в воздухе хватает.
Хвостик вилкой, как рогатка,
Это –. (Ласточка) (СЛАЙД - 6)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать
«Кря» - нырнула на минутку
Вы узнали? Это. (Утка) (СЛАЙД - 7)
Серенькая птичка
Ростом невеличка,
Но выводит трели – диво,
Удивительно красиво!
Кто поёт среди ветвей?
Догадались? - … (Соловей) (СЛАЙД - 8)
Он весною прилетает,
Садоводам помогает.
Строим мы ему дворец,
Называется. (Скворец) (СЛАЙД - 9)
По траве он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь) (СЛАЙД - 10)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля) (СЛАЙД - 11)
Воспитатель: Правильно вы отгадали, эти птицы относятся к перелетным.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе:
журавли – выстраиваются «клином» в виде треугольника;
гуси и утки – косяком, караваном;
мелкие птицы – стаями.
Птица, которая возглавляет стаю, называется – вожак. Он ведёт всех, руководит полётом, знает дорогу, он самый опытный, главный, сильный в стае птиц. (СЛАЙД - 12)
Воспитатель: А, сейчас всё внимание на меня.
Д/и «Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в образовании антонимов
Аист большой, а синичка (маленькая,
Лебедь белый, а грач (чёрный,
У журавля широкие крылья, а у ласточки (узкие,
У лебедя шея длинная, а у утки (короткая,
Жаворонок живет в поле, а цапля (на болоте,
У снегиря грудка красная, а у синицы (жёлтая,
У вороны бока серые, а у сороки (белые,
У вороны клюв большой, а у синицы… (маленький,
Ласточка перелётная птица, а воробей (зимующая).
2ч. Основная часть.
Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети: Потому что становится холодно, нечего есть.
Воспитатель: Правильно. Ведь из-за холода растения не растут, погибают. Насекомые прячутся глубоко в землю, перелётным птицам нечем питаться.
– Ребята, а все ли птицы улетают в теплые края.
Дети: Нет.
Воспитатель: Не все птицы от нас улетают в тёплые края. Какие-то у нас остаются зимовать.
– Ребята, какие птички у нас остаются зимовать?
Дети: снегирь, синица, вороны, воробей, дятел, голубь….
Воспитатель: Как мы можем называть этих птиц, одним словом?
Дети: Зимующие птицы. (СЛАЙД - 13)
Воспитатель: А сейчас мы проверим ваши знания.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Описание игры.
На одном флаленогрефе один красный лист с солнышком, на другом – синий со снежинкой. Расположить перелетных птиц на листе бумаги с солнышком, а зимующих – на листе со снежинкой.
Воспитатель: – Молодцы, правильно назвали птиц.
Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание! Раз вы так хорошо знаете о птицах, то вы наверняка знаете, что они и поют по-разному, я предлагаю вам послушать птичьи голоса и назвать птицу.
Давайте послушаем и постараемся угадать. (Голоса птиц) (СЛАЙД - 14)
Воспитатель: Какой звук издаёт воробей? (Запись - воробья).
Дети: Чик-чирик.
Воспитатель: Послушайте, кто так поёт? (Запись - вороны).
Дети: Ворона - важная.
Воспитатель: Какая птица умеет ворковать? (Запись – голубь).
Дети: Голубь.
Воспитатель: Слышите, стук, стук (Запись - дятел).
Дети: Дятел.
Воспитатель: А это что за птица? (Запись – синица).
Дети: Синица.
Воспитатель: Ребята, послушайте – это пение. (Запись - снегиря).
Дети: Снегирь.
Воспитатель: – А сейчас я предлагаю на время забыть, что вы дети, и превратится в синичек.
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах).
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге).
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге).
Завертелась как волчок, (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели).
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте).
Тири-тири, (прыжки на правой ноге).
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).
Воспитатель: Отдохнули.
Посмотрите, на экран там какая то загадка. Когда зимой светит солнце, на снегу от птиц появляется тень. Помогите мне узнать, какой птице принадлежит эта тень?
Д/и «Узнай птицу по тени» (СЛАЙД – 15–16–17–18–19)
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились.
Ребята, на столе лежат волшебные конвертики, посмотрим, что в них лежит. Проходите, садитесь.
Д/и «Собери картинку».
Задаются детям вопросы. (Каких птиц они собрали)
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.
Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев).
Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой).
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой - «крошим хлеб».)
Хлебушка немножко (тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки - голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки - воробьям (то же - левой рукой)
Сороки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
Воспитатель: Ребята, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать.
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Воспитатель: Если зима морозная, холодная и снежная. А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Воспитатель: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта толстым слоем снега, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать
Воспитатель: - Ребята, я вам принесла кормушку, и мы проверим, знаете, чем же питаются птички зимой. (Игра «Угости птиц») (СЛАЙД – 20–21)
Дети: действия детей.
Воспитатель: - Куда же можно положить корм для птиц?
Дети: На кормушку. (СЛАЙД - 22)
Воспитатель: - Все молодцы! Проходите и садитесь за столы.
Ребята, на прошлом занятии мы с вами делали кормушки.
«Наша птичка непоседа. Она всё время прыгает по кормушке, ищет что – ни будь поклевать. Приготовили наши кормушки, взяли в руки птичку. И теперь будьте внимательны. Села птичка в центр кормушки поклевала, поклевала. И захотела перепрыгнуть в….»
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: Сегодня на прогулке мы их повесим для птичек.
3ч. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение. (СЛАЙД - 23)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма -
Горсть зерна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
(А. Яшин).
Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше занятие.
Скажите, о ком говорили сегодня на занятии?
Дети: О птицах.
Воспитатель: О каких птицах?
Дети: перелётные и зимующих.
Воспитатель: Назовите перелётных птиц.
Дети: Утки, жаворонок, ласточки, аисты и т. д.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: Дятел, синица, воробей, голубь, снегирь.
Воспитатель: Как нужно зимой помогать птицам?
Дети: Делать кормушки и подкармливать птиц.
Воспитатель: Не будем забывать о зимующих птицах. А я смастерила вот такую кормушку, повесим ваши кормушки и мою кормушку на участке, и будем подкармливать птиц зимой.
Я хочу сегодня подарить вам медальки–раскраски на обратной стороне нарисована птичка, вы их разукрасите.
Ребята, вы очень хорошо поработали на занятии. Спасибо.