Элеонора Мухитова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа на заданную тему.
Цель: Развивать умение составлять рассказ на заданную тему.
Задачи :
-связная речь: учить составлять рассказ на тему,предложенную воспитателем ; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировть свои суждения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
-словарь и грамматика: уточнить значение слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умения строить предложения.
-Развивать внимание, память, мышление в процессе составления рассказа.
-воспитывать умение четко и грамотно отвечать на заданный вопрос; навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности друг к другу.
-предварительная работа: чтение стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет»
-материал: игрушки-зайчик, кукольная мебель, стол, стул, кровать; посуда (чашка, кружка, стакан); карандаш, бумага.
Интеграция областей: «Познание», «Социализация», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Физическое развитие».
Ход занятия:
Воспитатель. Около нашего детского сада я нашла зайца. Он сидел и плакал. У всех зверей есть дом: лисичка прячется в….норе, медведь спит….в берлоге, а у зайцев нет дома. Они прячутся под кустиками. Давайте устроим зайцу дом. Что мы поставим в комнате?
Дети. Мебель.
Воспитатель. Какую мебель?
Дети отвечают, Воспитатель расставляет на столе мебель.
Какую вы знаете еще мебель?
Дети отвечают.
Какие бывают столы?
Дети. Обеденный, кухонный, письменный, журнальный.
Воспитатель. Для чего нужен обеденный стол? Письменный?
Дети отвечают.
Воспитатель. Какие бывают шкафы?
Дети. Платяной. Книжный.
Воспитатель. Как назвать одним словом стол, шкаф, кровать? Что это?
Дети. Мебель.
Воспитатель. Кто хочет нарисовать комнату зайца и расставить в ней мебель?
Воспитатель приглашает двух детей за заранее приготовленный стол. Просит договориться между собой, какая мебель будет стоять, кто что рисует.
Из чего зайка будет пить?
Ответ детей.
Для чего нужны чашки и стакан?
Дети отвечают.
Чем различаются чашка и стакан?
Дети. Стакан прозрачный, а чашка нет, стакан выше чашки.
Воспитатель. Сравним теперь стакан и кружку. Чем они отличаются?
Дети. Стакан из стекла, стеклянный, а кружка сделана из металла., металлическая, стакан прозрачный, а кружка нет. Кружка выше стакана.
Воспитатель. Что выше –стакан или чашка?
Дети. Стакан выше. чашка ниже.
Воспитатель. Из чего едят суп?
Дети. Из тарелки.
Воспитатель. Из чего едят второе?
Дети. Тоже из тарелки.
Воспитатель. Как называют тарелки для первого и второго блюда?
Дети. Тарелки глубокие и мелкие.
Воспитатель. Заяц ждет гостей, поможем ему накрыть на стол?
Дети отвечают.
Куда заяц положит хлеб? Как называется специальная посуда для хлеба?
Дети. Хлебница.
Воспитатель. А как называется посуда для сахара?
Для салата? Для конфет? Для салфеток? Для сухарей?
Дети отвечают.
Воспитатель. Дети, гости любят пить чай и кофе. В чем заваривают чай?
Дети отвечают.
В чем варят кофе?
Дети отвечают.
Воспитатель. В чем заяц подаст молоко?
Дети. В молочнике.
В чем подаст сливки?
В сливочнике.
Воспитатель. Вот какой праздничный стол получился!
Воспитатель предлагает придумать рассказ. Как заяц ждал гостей и накрывал на праздничный стол. Можно разделить рассказ на три части. Один начинает рассказывать, как заяц приглашал гостей, второй- как он встречал их, третий-как угощал гостей.
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни-разобьются.
Вот серебряные ложки.
Вот пластмассовый поднос- он посуду нам принес.
Воспитатель. Давайте вспомним стихотворение Л. Станчева. Послушайте его еще раз.
Читает стихотворение.
Это правда или нет?
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» -пел соловей.
Быстро дайте мне ответ-
Это правда или нет?
Когда слова стоят не на своем месте, попали не в свое предложение, то получается неправильно и смешно.
Приглашает к столу трех детей сообщает шепотом каждому его слово. Они произносят свое предложение: «Га-га-га»-пел соловей». Воспитатель обращается к сидящим на месте.
Дети, мы услышали нелепицу из стихотворения, что нужно сделать чтобы было так, как на самом деле?
Дети. Надо заменить слова в этом предложении.
Воспитатель. Какие слова здесь можно заменить?
Дети. «Га-га-га» «пел» «соловей»
Воспитатель. Какими словами можно заменить слово «соловей»?
Тот, кто предложил заменить слово соловей, встает на место исполняющего роль соловья.
Что у нас получилось?
Дети отвечают.
А каким словом можно заменить слово пел?
Дети отвечают.
Я тоже придумала вот такую путаницу: «Летит пушистый крокодил» А эту путаницу можно распутать?
Дети отвечают.
Давайте теперь вы сами придумаете путаницы, нелепицы.
Дети выполняют.
В заключении они рассматривают рисунки, которые приготовили дети. Так занятие переходит в свободную деятельность.