Наталья Чуфарина
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на «Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-познакомить детей с украинской народной сказкой «Рукавичка»;
-умение пересказывать сказку по вопросам и близко к тексту, давать характе-ристику сказочным персонажам, побуждать к сопереживанию,
-поддерживать инициативность и самостоятельность детей в речевом обще-нии со взрослыми и сверстниками;
-тренировать навыки использования описательных монологов и элементов объяснительной речи;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на „Рассказывание украинской народной сказки „Рукавичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
- развивать связную речь, взаимопомощь, выдержку;
-воспитывать у детей интерес к народным сказкам.
Материалы и оборудование: большая рукавичка, мелкие фигурки персо-нажей сказки «Рукавичка», макет сказки, коробка с крышкой, маски персо-нажей сказки «Теремок».
Предварительная работа: рассказывание русской народной сказки «Тере-мок», просмотр мультфильма «Грибок – теремок» по сказке В. Сутеева, игра малой подвижности «Теремок», динамическая пауза «Вышла мышка», ди-дактические игры «Последовательности», «Раскрась героя сказки», «Опиши героя сказки», «Кто лишний», изготовление макета «Рукавичка», изготовле-ние сказочных персонажей к сказке «Рукавичка».
Словарная работа: Ввести в словарь детей слова «мышка - поскребушка», «лягушка - поскакушка», «зайчик - побегайчик», «лисичка – сестричка», «волчок – серый бочок», «кабан – клыкан».
Индивидуальная работа: закрепление умения выговаривать чисто и пра-вильно слова, обозначающие персонажей сказки с Ромой, Женей, Кириллом, Софией.
Ход деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я нашла вот эту рукавичку (показывает). Посмотрите, какая она красивая!
Воспитатель даёт рукавичку детям. Ребята рассматривают её, трогают на ощупь, после чего возвращают воспитателю.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда люди носят рукавицы?
Дети: Люди носят рукавицы зимой, когда холодно.
Воспитатель: А зачем мы надеваем рукавицы?
Дети: Мы носим рукавицы, чтобы рукам было тепло.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. А ведь эта рукавицы не простая – с ней приключилась одна интересная история. Хотите послушать?
Дети: Да, очень хотим!
Присаживайтесь.
Воспитатель берёт рукавицу и кладёт на макет открытой частью к де-тям. Затем рассказывает сказку, вкладывая в рукавицу фигурки животных в соответствии с сюжетом.
Воспитатель: Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит :
— Тут я буду жить Кладёт в рукавицу фигурку мышки).
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня!
— Иди.
Вот их уже двое (кладёт в рукавицу фигурку лягушки). Бежит зайчик. Подбе-жал к рукавичке, спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!
— Иди.
Вот их уже трое (кладёт в рукавицу фигурку зайчика). Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка да зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит (кладёт в рукавицу фигурку лисички). Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик да лисич-ка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну уж иди!
Влез и этот (кладёт в рукавицу фигурку волка, уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись — бредё т кабан:
— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я кабан-клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
— Тебе ведь и не влезть!
— Как-нибудь влезу, пустите!
— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот (кладёт в рукавицу фигурку кабана). Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревё т:
— Кто, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот (с трудом вкладывает в рукавицу фигурку медведя). Семеро ста-ло, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвётся.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать её. А собачка вперёд побежала (На макете появляются фигурки старика и собачки). Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу (вос-питатель быстро убирает фигурки зверей в коробку и показывает детям пустую рукавицу). А дед пришёл и забрал рукавичку.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?
Дети: Да, понравилась.
Воспитатель: Эту сказку очень давно сочинил украинский народ, и она очень похожа на русскую народную сказку, которую я вам недавно рассказывала, а называется она… (делает паузу, побуждая детей к ответу).
Дети: «Теремок».
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Поиграть хотите?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Поиграем в игру «Теремок».
Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).
Дети идут по кругу и поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, Мышка бежит
(Мышка бежит за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Мышка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).
Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, Лягушка бежит,
(Лягушка прыгает за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Лягушка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Лягушка стучит и поет)
Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: Я Лягушка-квакушка!
Мышка: Иди ко мне жить!
(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подхо-дит Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегают-ся, а Медведь их ловит). Подвигались, а сейчас присаживайтесь.
Воспитатель: Ребята, кто в русской народной сказке обнаружил теремок?
Дети: Первой обнаружила теремок мышка – норушка.
Воспитатель: А кто первым нашёл рукавичку в украинской сказке?
Дети: Рукавичку нашла первой мышка – поскребушка.
Воспитатель: Ох уж эти мышки, не сидится им на месте! Вот и наши мышки – малышки зовут нас поиграть, ручки – ножки поразмять! Вставайте в круг.
Динамическая пауза «Вышла мышка» (воспитатель говорит слова текста, дети выполняют движения).
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дер-нули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег к своему месту) (Пауза повторяется 2 раза).
Воспитатель: Ребята, кто следующий появляется у теремка и у рукавички.
Дети: Следующей появляется лягушка и у теремка и у рукавички.
Воспитатель: Вспомним, как лягушка называет себя в русской народной сказке, а как – в украинской?
Дети: В русской народной сказке – лягушка – квакушка, а в украинской – ля-гушка – поскакушка.
Воспитатель: Правильно, ребята. Кого мы встретили в украинской сказке «Рукавичка», а в русской сказке «Теремок» такого героя не было?
Дети: В «Теремке не было кабана – клыкана.
Воспитатель: Расскажите, чем закончилась сказка «Рукавичка»?
Дети: Вернулся старик в лес за своей рукавицей, а с ним собака была. Она за-лаяла, звери испугались и разбежались.
Воспитатель: А какой конец в сказке «Теремок».
Дети: Медведь раздавил теремок.
Воспитатель: А почему медведь раздавил теремок?
Дети: Потому что медведь большой, а теремок маленький.
Воспитатель: Не выдержал теремок, когда медведь в него влез!
Воспитатель: Ребята, расскажем сказку вместе?
Дети: Да, расскажем.
Воспитатель вызывает детей по одному для пересказа сказки «Рукавичка». Дети работают с макетом и выполняют пересказ сказки.
Воспитатель: С какой сказкой мы с вами сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились со сказкой «Рукавичка».
Воспитатель: Кто сочинил эту сказку?
Дети: Сказку «Рукавичка» сочинил украинский народ.
Воспитатель: Правильно. Вы все сегодня молодцы. Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (Ответы детей).
Воспитатель: А что вас удивило в украинской сказке «Рукавичка» (воспита-тель показывает рукавичку).
Дети: Удивило то, что все звери смогли забраться в рукавицу.
Воспитатель: Ребята, когда я впервые познакомилась со сказкой «Рукавичка», меня это тоже очень удивило. Расскажите дома её своим родным, пусть они тоже удивятся.
Макет «Рукавичка» остаётся в группе в книжном уголке.