Екатерина Игнатьева
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ сказки «Петух да собака»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию
В старшей группе
Подготовила и провела:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Игнатьева Е. С.
Новосибирск 2024 г.
Сценарий образовательной деятельности по речевому развитию
(старшая группа)
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Пересказ сказки „Петух да собака“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
- Темочки
Тема: Пересказ сказки «Петух да собака»
Интеграция видов деятельности: речевая, игровая, физическая.
Цель: обучение пересказу, активизация устной речи.
Задачи:
Обучающие:
Связная речь: учить пересказывать сказку «Петух да собака», выразительно передавая диалог.
Формирование словаря: учить подбирать определения к словам «лиса», «собака», «петух».
Грамматический строй речи: учить использовать в речи сложноподчинённые и вопросительные предложения; согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; продолжать закреплять умение согласовывать местоимения с существительными. Активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов). Активизация словаря прилагательными, глаголами.
Развивающие :
Развивать : внимание, память, мышление; устную речь детей; интерес к участию в драматизации сказки; умение работать коллективно.
Ввести в активный словарь: житьё, смеркаться, заниматься, заря.
Воспитательные:
Воспитывать чувство такта по отношению к другим детям и взрослому.
Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы и задавать их.
Воспитывать доброжелательное отношение.
Оборудование: письмо, игрушки: собака, лиса, петух; картинки с изображением предметов с противоположными признаками; волшебный мешочек с вещами детей.
Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке; игра «Мой, моя, моё».
Технологическая карта образовательной деятельности
№ Этап образовательной деятельности Ход образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность детей
1 Вводная часть
Организационный момент -Ребята, сегодня, когда ч пришла в детский сад, то около двери нашла письмо. Играют. Подходят к воспитателю.
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности -От кого же это письмо?
-От сказочных героев. А вот от каких - не известно. Давайте прочитаем его.
Текст:
Здравствуйте, ребята! Просим у вас нам помочь. Нас заколдовал злой волшебник. Сейчас мы невидимы и не можем сказать кто мы. Но если вы нас расколдуете, то мы сможем придти к вам в гости. Вы нам поможете? (ответы детей).
Тогда приготовьтесь отгадывать загадки и отвечать на вопросы. Рассматривают конверт. Слушают. Отвечают.
2 Основная часть
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий Загадки :
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака)
Вопросы:
1. Почему вы думаете, что это собака? (ответы детей).
2. Какие бывают собаки? (разной породы, разные по окрасу).
3. Какой бывает характер у собак? (добрые, злые, умные, упрямые).
4. Что умеют делать собаки? (охранять дом, спасать людей, помогать слепым, и. т. д.).
А теперь послушайте следующую загадку.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Вопросы:
1. Почему вы думаете, что это лиса? (ответы детей).
2. Подберите интересное слово о лисе, какая она в сказках? (хитрая, ловкая, умная).
3. Когда лиса видит добычу, как она к ней подходит? (тихо, неслышно, подкрадываясь).
4. Лиса рыжая, пушистая, ловкая. А про кого еще можно так сказать? (кошка,белочка).
5. Вспомните ребята, о каких предметах можно сказать : большое, пушистое (облако, одеяло)
А вот вам еще одна загадка.
спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?.
(Петух, петушок)
Вопросы:
1. Почему вы решили,что это петух. (ответы детей)
2. Ребята подумайте и скажите что еще мы называем словом хвост? (волосы завязаны хвостиком, у морковки зеленый хвостик и т. д. ответы детей)
(ответы детей).
-Молодцы! Расколдовали героев.
Для вас животные приготовили игру.
Называется она «Высокий - низкий»
-Посмотрите на картинки. Назовите слова, противоположные по смыслу. Скажите, чем отличаются похожие предметы и лица?
Высокая – низкая (ёлка)
Длинный – короткий (карандаш)
Широкая – узкая (лента)
Грустное – весёлое (лицо девочки)
Глубокая – мелкая (тарелка)
Чистый – грязный (мальчик)
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
-Дети, а вы любите слушать сказки?
Тогда садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
Чтение русской народной сказки «Петух да собака».
Вопросы
1. О чем говорится в этой сказке?
2. Где остановились на ночлег петух и собака?
4. Как лиса узнала,что в лесу петух?
5. Как лиса расхваливала петуха? Что она ему говорила?
6. Что петух отвечал лисе?
7. Чем закончилась сказка?
8. Кто в сказке оказался хитрей?
Читаю повторно сказку. Дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы.
Подходят к доске, рассматривают картинки, отвечают
Выполняют физкультминутку
Садятся на стульчики
Отвечают
Слушают сказку
Отвечают на вопросы
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся представлений (выполнение работы) -Вы внимательно послушали сказку,а теперь я предлагаю её пересказать по ролям. (распределяю роли)
-Когда вы будете пересказывать сказку, голосом передайте, как ласково лиса разговаривала с петухом
Физкультминутка
Девочка по лесу шла (шагают на месте)
И на домик набрела (соединяют руки над головой)
Видит, что хозяев нет (потянуться на носочках и посмотреть)
На столе стоит обед (руки кулачком сделать)
Из трех чашек похлебала (кушают)
В трех постелях полежала (ручки под щечку).
-Дети, а вы помните сказку про двух жадных медвежат? Что с ними произошло? Понравилось ли вам их поведение? Что бы вы им посоветовали?
-Молодцы! Мне понравились ваши ответы. Сегодня я вам расскажу ещё одну сказку.
Сказка «Жадный медвежонок» (автор У. Карельская)
-О чё м медвежонок мог кричать: «Мой! Моя! Моё!»?
Игра «Мой, моя, моё» Дети пересказывают сказку
Выполняют физкультминутку
Отвечают
Слушают сказку
Дети вспоминают содержание сказки, выбирая из него нужные словосочетания
Дети узнают свои вещи, согласовывая местоимения с существительными
3 Заключительная часть
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний 1. Как называется сказка, которую сегодня слушали?
2. Как вы думаете, чему учит сказка?
3. Так кого же мы с вами расколдовали?
На этом наше занятие закончено,спасибо дети. Отвечают на вопросы
Рефлексия Сказочные герои подготовили вам смайлики на память. Выберете себе понравившейся смайлик. Выбирают себе смайлик