Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия по речевому развитию по рассказу Е. Пермяка «Первая рыбка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Развитие речи»
в подготовительной группе
Подготовила: воспитатель Чеботарёва М. Л.
Тема: «Первая рыбка» Е. Пермяк
Цель: познакомить детей с новым произведением.
Задачи:
1. Формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения на основе упражнений в чтении текста.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию по рассказу Е, Пермяка „Первая рыбка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пермяк Е.А.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
2. Развивать речь учащихся и расширять словарный запас на основе составления ответов на вопросы к тексту.
3. Воспитывать интерес и любовь к чтению, эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия:
Речевая разминка.
- Цепочки слогов: ла ло лу лы лэ во ву ва вы
за ца са со зо цо це сэ зэжо шо же ше жи ши
• первая строка «пропевается» на одном дыхании (можно брать цепное дыхание)
• вторая строка - скачем по кочкам, отрывисто
Д/и «Маленький – большой»
Дом – домик – домище,
Ерш – ершик – ершище,
Сом – сомик – сомище,
Кот – котик – котище,
Зуб – зубик – зубище.
-Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- О рыбке.
- Правильно.
Словарная работа.
Давайте разберём слова, значение которых, возможно, вы не знаете.
Ёрш – рыба с иголками на плавниках и с пятнышками по бокам.
Навар – это бульон, в котором варилась рыба. Навар придает особый вкус супу: рыбный, грибной, мясной. Вкусный суп называют наваристым.
Котелок -небольшой металлический сосуд для варки пищи над огнём.
Чтение произведения.
Я сейчас прочитаю рассказ до конца, вы внимательно послушайте и после прочтения ответьте на вопросы:
О чем говорится в этом рассказе?
-В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
-Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
-Сколько рыбы поймал Юра?
-Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»
-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)
-Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».
- Молодцы! Я вижу, что вы все внимательно слушали.
1) Физминутка «Рыбки».
Прежде, чем вы будете читать рассказ, давайте немного отдохнём.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой свеженькой воде. (Руки плавно разводим в стороны.)
То сойдутся (руки плавно смыкаются,
Разойдутся (руки разводим в стороны,
То зароются в песке (круговые движения кистями рук у груди).
Дидактические упражнения.
- Давайте немного поиграем:
• «Продолжи» (Я буду читать вам начало предложения, вы должны найти его и дочитать до конца).
• «Расставь картинки по порядку»
• «Исправь ошибки» (Я буду читать рассказ и делать ошибки, а вы должны исправить мои ошибки).
• «Допиши слово» (Сварила бабушка ….(уху); Отправилась большая дружная семья на …. (рыбалку) ; Поймал Юра крохотного …. (ерша)
Итог урока.
- С каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Кто написал этот рассказ?
- Как можно охарактеризовать Юру?
Первая рыбка.
Евгений Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его крохотная рыбка.