Галина Мохова
Конспект занятия по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сочиняем стихи с Незнайкой» Творческое рассказывание
Цель: Развитие речи детей через творческое рассказывание.
Задачи:
1). Развивать речь детей через творческое рассказывание.
2). Активизация словаря через игры.
3).Обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов.
4).Воспитывать бережное отношение к книгам.
Темочки:
Предварительная работа: Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»; Беседа с детьми: «Книга - наш друг»; Чтение детям детских стихов (А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак, Е. Благина); Разучивание стихов с детьми;
Этап, его продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы, Формы, приёмы, возможные виды деятельности Результат
Психологический настрой 1 мин Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие Доброе утро ребята!
Как я рада вас всех видеть!
Давайте мы все возьмёмся за руки, улыбнёмся и поздороваемся друг с другом. Дети здороваются, улыбаются, берут друг друга за руки. Психологический этюд Психологическая готовность
Вводно - организационный, 2 мин Организация направленного внимания Ребята, присядем на стульчики и я вам загадаю загадку. Отгадаете? Щеголяет красками,
набита сказками.
Если разлохматится,
чиним клеем платьице.
Дети присаживаются на стульчики и отгадывают загадку. (книга) Игровое упражнение Привлечение произвольного внимания.
Мотивационно – побудительный, 2 мин Формирование представлений о дальнейшей деятельности, её задачах (стук в дверь)
Входит Незнайка, здоровается.
- Здравствуй Незнайка, а почему ты такой грустный?
(Незнайка показывает растрепанную книжку)
- Ой, что же случилось? Как так получилось? Ты наверное плохо обращался с ней?
(Незнайка пожимает плечами, спрашивает: «Не знаю, а это как»)
- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой.
- Правильно ребята!
Дети здороваются.
Внимательно слушают воспитателя и Незнайку.
Осознают и принимают поставленную задачу.
Высказывают своё мнение о плохом обращении с книгой (неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплёте, вырывать странницы, рисовать в книге, разбрасывать книги). Создание проблемной ситуации.
Внутренняя мотивация на деятельность
Актуализация,
3 мин Актуализация
имеющихся знаний, представлений - Незнайка, а что же в твоей потрёпанной книге ( Незнайка отвечает: «Да так, какие то ерундовые стишки…».
-Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей.
-Ребята, тоже знают много хороших детских стихов, вот послушай Незнайка. Дети внимательно слушают.
Читают стихи (А. Барто. «Лошадка»;
С. Маршак. «Мяч»;
З. Медведева. «Матрёшка»; Е. Трутнева «Дождик» и др. Беседа, чтение стихов. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.
Усвоение нового и расширение имеющихся представлений
8-12 мин Усвоение определённого объёма знаний и представлений - Ну, что Незнайка, понравились тебе стихи?
(Незнайка отвечает что очень)
- А как вы думаете, чем стихи отличаются от сказок и рассказов?
- А ты Незнайка понял что такое рифма (Незнайка отвечает что не понял).
- Тогда Незнайка я предлагаю тебе поиграть с ребятами в игру «Кузовок».
- Ребята по кругу будут передавать кузовок и складывать в него всё, что заканчивается на –ок.
Начинается игра со слов: «Я положу в кузовок (клубок, платок, замок и т. д)
- Отлично у вас получилось ребята.
- А теперь, послушайте интересное стихотворение Д. Чиарди
«Удивительные птицы»(читает стихотворение)
- Ну, что Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в стихотворении Д. Хармса «Пирог».
(Читает строчку, дети заканчивают вторую рифмой) Дети внимательно слушают.
Отвечаю на вопросы воспитателя, обсуждают, высказывают своё мнение (чем отличаются стихи от сказок и рассказов).
Дети с воспитателем и Незнайкой играют в игру.
Дети присаживаются на стульчики и внимательно слушают стихотворение.
Ребята вместе с Воспитателем и Незнайкой подбираю рифму в стихе «Пирог» Д. Хармса.
(Я захотел устроить бал- И гостей к себе ( дети заканчивают: позвал) и так далее.
Приёмы активизации самостоятельного мышления детей.
Фантазирование.
Импровизация.
Беседа, обсуждение.
Дидактические игры.
Чтение художественных произведений.
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные умения, навыки.
Овладение способами познавательной деятельности.
Способность самостоятельно действовать, выражать своё мнение.
Любознательность и активность.
Динамическая пауза
2 мин Смена местоположения детей в пространстве, предупреждение утомляемости и отвлечённости. -Ребята, Незнайка очень хочет тоже потренироваться в составлении рифмы и предлагает нам поиграть в игу с мячом «Подбери рифму». Дети вместе с воспитателем и Незнайкой играют в игру.
(Дети стоят в кругу, воспитатель кидает мяч, говорит слово, ребё нок подбирает рифму: пень- день, ночь – дочь, кот – рот и т. п. говорит её и кидает обратно воспитателю мяч. И так все дети по кругу.) Игровые приёмы Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыта.
Расширение имеющихся представлений
5- 10 Обобщение и систематизация определённого объёма знаний и представлений - А я вам ребята и Незнайке хочу предложить поиграть в интересную игру, называется она «Добавлялки»(играет с детьми).
Незнайка, а ты когда нибудь пробовал сочинять стихи ( Незнайка отвечает: «Конечно, а что там сложного. Тяп – ляп и готово! Вот, читайте).
Воспитатель читает детям придуманные Незнайкой стишки. (Посмотрите, у зайчонка мёду целых два бочонка).
- Разве так бывает?
(и так читает все придуманные Незнайкой стихи, обращает внимание детей на ошибки в стихах).
-Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя незнайка, не стихи, а какая- то перепутаница получилась.
-Кроме рифмы в стихах должен быть и смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными.
- Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.
- Вначале нужно выбрать героя (Воспитатель одевает одному ребёнку на большой палец шапочку- маску и начинает стих) : «Жил был…. (пальчик, маленький….(мальчик) и т. д.
Дети присаживаются на стульчики и внимательно слушают воспитателя.
Играют вместе с воспитателем в игру «Добавлялки»
(Ра-ра-ра- начинается….(дети отвечают в рифму) :ИГРА.
(Ры- ры- ры- у мальчика- ШАРЫ). И т. д
Дети внимательно слушают придуманные Незнайкой стишки, замечают ошибки, говорят о них. Отвечают на вопросы воспитателя.
Дети вместе с воспитателем и Незнайкой с помощью пальчикового театра
Сочиняют стихи про мальчика- пальчика.
(Жил – был пальчик. Маленький….(ребёнок заканчивает) мальчик. Он кашу кушал и маму…. слушал.) и т. д
Дидактическая игра.
Обсуждение.
Драматизация. Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, умения.
Любознательность, активность.
Заключительный этап з мин Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком опыта.
Формирование элементарных навыков самооценки. -Незнайка, ты понял теперь, что стихи писать интересно, но очень нелегко.
- А вам ребята понравилось играть и сочинять стихи?
- А что вам сегодня особенно понравилось?
- А вы хотели бы ещё поиграть в такие и другие интересные игры и посочинять стихи?
- Хорошо, мы с вами обязательно в следующий раз поиграем и посочиняем стихи.
- А сейчас давайте попрощаемся с Незнайкой. Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния.
Прощаются с Незнайкой. Беседа, обсуждение.
Фронтальная работа. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Сформированность элементарных навыков самооценки.