Ольга Кучеренко
Конспект занятия по «Речевому развитию» в старшей группе «Моя семья».
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие, «Речевое развитие».
Цель:
Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Программное содержание:
1. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни;
Публикация «Конспект занятия по „Речевому развитию“ в старшей группе „Моя семья“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
2. Уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родные, формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи.
3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родных; закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
4. Воспитывать любящее и заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
-выставка семейных альбомов;
-чтение сказок и рассказов о семье : В. Драгунского «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», «Разлука», «Одиночество»; Е. Серовой «Папа дома», «Стирка»; В. Осеевой «Хорошее»; Э. Мошковской «Трудный путь».
-игры: «Мамины помощники», «Комплименты», «Вежливый ручеёк».
-рисунки детей на тему «Моя семья»;
-совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
Оборудование: Фотоальбомы «Моя семья», силуэт дерева из плотной ткани или картона - диаметр кроны 150 см; листья, вырезанные из плотной цветной бумаги зелёного цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных, репродукции семейных портретов.
Ход занятия:
(Дети стоят в кругу.)
- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?
Дети: В картинную галерею.
Воспитатель: Правильно, посмотрите на репродукции картин в галерее (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Ю. Кугач «В субботу», З. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», Я. Колокольников – Воронин «Автопортрет с женой и сыном», И. Хомутова «Семья».
Воспитатель: Что объединяет все эти картины? Кто изображён на этих картинах? (семьи)
Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь все такие разные?
Дети: На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.
Воспитатель: Ребята, выберите картину, которая больше всего понравилась, подойдите к репродукции и расскажите о ней. Чтобы рассказ получился интересным, последовательным можно использовать карточки-помощники. Вспомним, что они обозначают. (карточки выставляются на мольберт). (1. Кто изображён? 2. Где находятся? 3. Что делают? 4. Какая семья?
(анализ рассказов детей)
Воспитатель: Картины объединяет их добрый настрой; количество людей, изображённых на картинах разное, состав семей тоже, одни семьи жили очень давно, много лет и даже веков назад, другие – наши современники, но художникам, нарисовавшим портреты этих людей, удалось передать их любовь друг к другу, нежность и заботу. Родители ласково обнимают детей.
(проводится физкультминутка)
Раз, два, три, четыре, пять. (указывать пальцем как - будто считают)
Всех могу пересчитать: (сгибаем поочередно пальцы)
Папа, мама, брат, сестра, (шагаем врассыпную)
Кошка Мурка, два котенка, (наклоны в право, влево)
Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища)
Вот и вся моя семья! (хлопать в ладошки)
Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Воспитатель: Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня.
Воспитатель: Ребята, Данил, Кира и Стёпа прочтут нам стихотворение Я. Акима «Моя родня», вы внимательно послушайте и ответьте на мои вопросы.
Воспитатель: «Как вы считаете, все ли персонажи, герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня?
Дети: Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестрёнка, братишка-это родня. Друг Серёжка –не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Воспитатель: А щенка Тишку можно считать членом семьи?
Дети: Щенок Тишка может считаться членом семьи, но он не человек и поэтому не является роднёй героя стихотворения.
Воспитатель: Правильно. Мы очень любим своих домашних животных, заботимся о них, считаем их членами наших семей, но они не люди, и тем более не родные нам.
Воспитатель: Ребята, в нашей группе много ребят? У каждого из вас есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Или, может быть, они разные? Чем они отличаются? (ответы детей)
Воспитатель: Семьи все разные - бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.)
Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.
Какие пословицы вы можете назвать?
Дети вспоминают пословицы, которые были выучены ими в ходе предыдущих занятий и бесед о семье.
-Вся семья вместе и душа на месте.
-Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеет.
-Русский человек без родни не живёт.
-Нет такого дружка, как родная матушка.
-Семья ладом полна.
Игра «Семья» Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?
- Дети, хотите поиграть?
(Ведущий, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, на который ребёнок, возвращая мяч, должен ответить.)
• Кем ты доводишься маме и папе?
• Кто ты для бабушки и для дедушки?
• Тебе она тётя, а твоей маме (сестра).
• Твоему папе он папа, а тебе (дедушка).
• Твоему папе она жена, а тебе (мама).
• Папе он родной брат, а тебе (дядя).
Воспитатель: Ребята, пока мы играли, в нашей группе выросло красивое дерево. Вы каждый день приходите в д/с, в нашу группу. Мы вместе находимся здесь почти весь день. Мы дружим, уважаем друг друга, помогаем друг другу. Этим мы похожи на семью. Это дерево – это наша группа, каждая из веточек – это ваши семьи. На столах в корзиночках лежат листочки с фотографиями ваших родных, членов ваших семей. Нужно разместить фотографии членов своей семьи на веточке дерева и рассказать, как зовут членов семьи, назвать имена и отчества родных – мам и пап, дедушек и бабушек.
(Дети прикрепляют на дерево листочки с фотографиями членов своих семей, рассказывают о них).
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение о семье.
Чтение стихотворения «Семья».
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Итог.
- Сегодня мы с вами выяснили, что семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Я хочу вам пожелать, чтобы в вашей семье всегда были теплые, дружеские отношения. - Что вы хотите пожелать своей семье?