АЛИЕВА ТАИБАТ
Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика»
Цель: Развивать чувство красоты предмета, его узоров.
Пополнить словарный запас детей.
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Приобщение детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана
Предварительная работа чтение сказки «Аул народных промыслов Дагестана»
Публикация «Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности „Балхарская керамика“» размещена в разделах
- Дагестан
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Ход занятия
Педагог: ребята сегодня мы свами отправимся в путешествие аул Балхар, расположенный высоко в горах Дагестана. (показ презентации «Балхарская керамика»)
(Заходит бабушка Айшат в национальном костюме).
Бабушка Айшат: здравствуйте, ребята! Я бабушка Айшат из аула Балхар. Далеко ли путь держите?
Дети: Ой, как хорошо бабушка, что мы вас встретили, а мы к вам идем.
Бабушка Айшат:"Слыхали вы про наш аул Балхар?
Видали вы, как люди месят глину?
Узнали вы, как трудится гончар,
Давая жизнь чудесному кувшину. "
Дети: Мы слыхали, но не видали.
Педагог: Бабушка Айшат наши дети знают легенду о первом гончаре. Хотите послушать?
Бабушка Айшат: Да, с большим удовольствием.
Дети: Жил был в бедном ауле, умный, трудолюбивый, веселый Калькуччи. Задумался он как помочь родному аулу выйти из бедности и придумал: «Глина! Глина на нашем озере! Обрадовался Калькуччи, вспомнил как в детстве играли на берегу и лепили зверей, человечков, а девочки посуду для игр. Вот что нам поможет. Из красной глины будем лепить посуду, а белой глиной ее расписывать».
Сделал Калькуччи гончарный круг «жюлла» на котором лепили кувшины и придумал печь «чара» где их обжигают для прочности. Калькучи обучил гончарному делу односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды, а мужчины заготавливали хворост для обжига и торговали готовой посудой.
Бабушка Айшат: Молодец. Да ребята жители нашего села еще в далеком прошлом занимались керамикой, т. е. из глины они делали, делают и сегодня замечательные кувшины. Вот так стал аул Балхар знаменитым аулом гончаров.
Ой, ребята, к нам в селение Балхар едут иностранные гости. Они хотят узнать, чем
славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, которые изготавливают наши мастерицы.
И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна ваша помощь.
Я слышала вы в детском саду хорошо справляетесь с этой работой! Поможете мне?
Педагог: Конечно поможем.
Бабушка Айшат: Пройдемте ко мне в мастерскую.
Педагог: Ребята, занимайте рабочие места! (Дети садятся на места).
Педагог: А какую балхарскую посуду вы можете назвать?
Дети: Кувшины, тарелки.
Педагог: А какие предметы быта изготавливают в Балхаре?
Дети: Игрушки-свистульки, персонажи из сказок.
Педагог: Ребята в основе балхарской росписи лежит растительный, геометрический, а так же изобразительные средства - линия, штрих и пятно.
Педагог: Какие линии используются в балхарской росписи?
Дети: Зигзагообразные, волнистые;
Дети: Параллельные линии, штрихи;
Дети: Завитки, спирали;
Дети: Изогнутые стебельки, изображения глаза.
Педагог: Молодцы дети. А как называется краска для росписи балхарских изделий?
Дети: Ангоб.
Педагог: А как изготавливают ангоб?
Дети: Разводят глину водой до густоты жидкой сметаны.
Педагог: Дети мы знаем, что изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины и наоборот.
Педагог: Сегодня будем расписывать кувшин. И роспись у нас будет нетрадиционная.
Из каких частей состоит кувшин.
Дети: Из горловины, тулово, основание.
Педагог: Сейчас приступили к работе. Спинки ровные, прямые. Включим музыку, она в работе помогает и настроение поднимает.
Самостоятельная работа:
На столе: баночки с водой, кисточки, тряпочки, силуэты кувшинов, чёрная и белая гуашь.
Дети работают самостоятельно. (Воспитатель ходит между столами и оказывает индивидуальную помощь).
Педагог: Ребята завершайте работу, бабушке Айшат не терпится посмотреть на ваши изделия.
(После выполнения задания дети рассматривают работы, любуются, анализируют).
Бабушка Айшат: Спасибо ребята. Вот и подарки готовы. Вы мне очень помогли! Я пойду встречать иностранных гостей, а для вас у меня сюрприз, не прощаемся, приходите ко мне.
Итог занятия :
Педагог: Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали, и что узнали?
Дети : В ауле Балхар изготовляют глиняную посуду.
Педагог: Какие новые слова вы узнали?
Дети : Жюлла – гончарный круг.
Дети : Чара – печь для обжига посуды.
Педагог: Чем мы еще сегодня занимались?
Дети: Мы расписывали кувшины.
Педагог: Дорогие ребята, вы все сегодня были активными, очень старались, молодцы! Вам понравилось путешествие?.