Новикова Людмила
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Закреплять умение детей различать гласные и согласные звуки (твёрдые и мягкие).
2. Продолжать развивать у детей фонематический слух, умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки с – ш, упражнять в нахождении места заданных звуков в слове.
Публикация «Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей средней группы» размещена в разделах
3. Развивать способность детей проводить звуковой анализ слова; характеризовать звуки, выделять слоги, ударный звук в слове, соотносить слова, состоящие из 3 – 5 звуков, с заданной схемой.
4. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
Материал к занятию :
Демонстрационный материал: «Чудесный сундучок», мяч, предметные картинки со звуками с – ш, предметные картинки и схемы к ним.
Раздаточный материал: цветные карандаши (красный, синий и зелёный) на каждого ребёнка, схемы слова «САНКИ», раскраски – фрукты, жёлтый.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Дети становятся в круг.
- Дети, отгадайте загадку «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце). Как ласково называем его? (Солнышко). Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно. Подул холодный ветер, вам холодно. Опять засверкало солнышко и вы согрелись (дети выполняют движения)
- Дети, какой первый звук в слове «солнышко» (ответы детей). Сегодня мы с вами поиграем в игры со звуками. Что такое звук? Какие бывают звуки (гласные и согласные). Согласные звуки по мягкости бывают какие? (Твёрдые и мягкие).
Д/ упр. «Назови пару» (воспитатель называет твёрдый звук и бросает мяч ребёнку, ребё нок называет мягкий и наоборот: т-ть, в-вь, мь –м, гь –г. (Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом)
2. Д/ игра «Чудесный сундучок». Воспитатель показывает детям коробочку – сундучок.
- Этот сундучок не простой, чудесный. В нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что в нём лежит, только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок» (дети вместе с воспитателем произносят слова и сундучок открывается). Дети поочерёдно достают картинки со звуками с, ш и называют место звука в слове.
3. Д/игра «Подбери картинку». На доске предметные картинки, внизу схемы слов из звуков.
-Дети, вам надо соединить картинку со схемой. (Например, картинку волка соединим со схемой, где четыре квадрата). Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемой и соединяют картинки и схемы. (У доски работают 5 детей, а остальные проверяют с места.
Физ. минутка
Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли.
Дети дальше побежали и лягушку повстречали.
Лягушка – попрыгушка, глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.
(Дети выполняют движения.)
-Дети, назовите слова со звуком Ш, прозвучавшие в физ. минутке? (Дети называют и присаживаются на свои места).
4. –Дети, гласный звук и согласный, соединяясь, образуют что? (Слог)
Д/ упр. Звуковой анализ слова САНКИ
На доске карточка со словом «САНКИ»
- Дети, сколько звуков в слове?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Сколько согласных звуков? Назовите их.
- Разделим слово на слоги, сколько слогов?
Дети выполняют задания на своих схемах: выделяют количество слогов, ставят ударение, делают звуковой анализ (гласный звук – красным цветом, твёрдый согласный – синим цветом, мягкий согласный – зелёным цветом).
5. Д/упр. «Подбери нужные слова». Детям даётся задание найти на раскраске с фруктами фрукты с двумя слогами и раскрасить их (банан, груша). Дети раскрашивают фрукты жёлтым карандашом.
6 .Подведение итога занятия. Похвалить детей за работу на занятии и раздать призы.