Минина Анна Владимировна
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
(подготовительная к школе группа).
Цели:
1. Коррекционно—образовательная: обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;
2. Коррекционно—развивающие:
· закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже;
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе „Пересказ рассказа Л, Н, Толстого „Косточка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Толстой Л.Н.
- «Косточка», Толстой Л.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
· развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить своё высказывание;
3. Коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.
Оборудование:
Текст рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», фрукты (картинки, сюжетные картинки к тексту, схема-план пересказа.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (картинки с изображением фруктов).
Д/ игра «Угостим друг друга». Дети выбирают картинки и говорят: «Я угощу Любу сливами и т. д.».
Упр. С элементами психогимнастики «Расскажи и покажи» (банан-длинный, жёлтый, сладкий. Ребёнок мимикой изображает соответствующие эмоции).
2. Объявление темы:
-Сегодня мы познакомимся с рассказом о мальчике, который любит сливы.
- Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Он писал большие книги для взрослых и маленькие рассказы для детей. Сейчас я прочитаю вам рассказ Л. Н. Толстого «Косточка».
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
Л. Н. Толстой «Косточка».
• Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке.
• Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.
• И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть.
• Он всё ходил мимо слив.
• Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит – одной нет.
• Она сказала отцу.
• За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто – нибудь одну сливу?
• Все сказали, что нет.
Ваня покраснел как рак и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
• Тогда отец сказал:
- Что съел кто – нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки,
• и если кто не умеет их есть и проглотит косточку. То через день умрет. Я этого боюсь.
• Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
• Все засмеялись, а Ваня заплакал.
Выставляются сюжетные картинки.
После прочтения рассказа логопед объясняет слова «горница» и «сочла».
О ком этот рассказ?
Что купила мама?
Почему Ване очень хотелось слив?
Как он поступил?
Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?
Что произошло за обедом?
Как поступил папа?
Почему все засмеялись после Ваниных слов?
А почему Ваня заплакал?
Как вы бы поступили на месте Вани?
• Кто главный герой рассказа? Ваня
• Как слива оказалась в доме? Для чего мама купила сливу (мама купила слив чтобы раздать после обеда)
• Почему сливы заинтерисовали Ваню? (они ему очень понравились, он никогда не ел слив)
• Как он повел себя когда остался один в комнате (Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел)
• Как выяснилось, что одной сливы не стало (перед обедом мама сосчитала сливы и заметила, что одной не хватает и сказала отцу)
• Как отреагировал отец (за обедом спросил не съел ли кто сливу)
• Что ответили дети и Ваня (они ответили, что не ели сливы и Ваня тоже)
• Почему Ваня покраснел (потому что, он обманул)
• Отец догадался, что это Ваня съел. Что он сделал, чтобы Ваня признался? Что он сказал (Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день очень тяжело заболеет.)
• Испугался ли Ваня, как это понять? (Ваня закричал, что косточку он выбросил в окошко и заплакал.)
• Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок)
• Если бы, с вами произошла такая ситуация, как бы вы поступили? (Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы, я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.)
• Чему учит рассказ? Как бы вы назвали рассказ? Почему?
Логопед анализирует ответы детей, исправляет аграмматизмы.
4. Физкультминутка.
Как румян осенний сад! Легкие хлопки по щекам
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощеки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх,
Точно солнышки горят! Соединить в круг («солнышко»).
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Логопед объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то будут пользоваться сюжетными картинками. При 2-ом варианте используется схема- план пересказа (сюжетные картинки убираются).
Я вам предлагаю объединиться в пары и договориться, кто начнет рассказ, до какого момента будет рассказывать, а кто продолжит.
Пересказ рассказа детьми.
Я придумала правило, послушайте:
Правду будем говорить,
с правдой будем мы дружить,
никогда не надо лгать,
каждый должен это знать.
6. Итог занятия.
О чем говорилось в рассказе?
Правильно ли поступил Ваня?
Как нужно поступать в таких случаях?