Осина Олеся Александровна
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Коррекционно – образовательные: - Активизировать словарь по лексической теме; - Обогащать словарь образными выражениями языка; – Закреплять с детьми понятие «родственные слова»; - Упражнять в подборе действий к предмету. Коррекционно – развивающие : - Развивать монологическую речь, умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст, грамматически правильно строя предложения; - Развивать слуховое восприятие; - Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; - Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание. Коррекционно – воспитательная: - Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе „Пересказ рассказа Л, Н, Толстого „Косточка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Толстой Л.Н.
- «Косточка», Толстой Л.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Словарь: горница, покраснел как рак, сочла, побледнел.
Материал: ваза с фруктами; портрет Л. Н. Толстого; предметные картинки с изображением вареного рака, горницы; магнитофон, запись шумов осени. Ход занятия :
I. Орг. момент.
Дети входят в группу под музыкальное произведение А. Вивальди «Осень». Чтение стихотворения «Осень» Е. Трутневой.
II. Вступительная беседа. –Ребята, вам понравилось это музыкальное произведение и стихотворение?
-Какое настроение оно вызвало у вас?
-О каком времени года говорится в стихотворении?
- Да, действительно, осень бывает такая разная и только осенью бывает такое буйство красок. Вот это все и показал известный итальянский композитор Антонио Вивальди в своем музыкальном произведении «Осень», отрывок которого мы с вами сейчас прослушали. III. Основная часть. – Сегодня на занятии мы поговорим о прекрасном времени года осени. 1. Игра «Подбери действие» - Осень что сделала? (пришла, наступила, нагрянула и т. д.). – А дождь осенью что делает? (стучит, моросит, капает, льет и т. д.) 2. Игровое упражнение «Какое слово лишнее?» - Выберите из нескольких родственных слов одно не родное, не родственное. Осень, осенний, осина, осенины. Дождик, дождевик, дождливый, подождать. Ветреный, вертушка, ветерок, ветрище. IV. Физкультминутка: игровое музыкальное упражнение «Разноцветные полоски» - Ребята, сейчас я вам раздам полоски разного цвета. На полу разложены иллюстрации с изображением 4-х времен года. Вы подумайте, к какому времени года подходит ваша полоска, в зависимости от природных явлений, которые происходят, и положите ее у иллюстрации. ( например: я положу желтую полоску к осени, потому что осенью желтеет трава)
3. - Осенью созревает большой урожай. Чего?
- Овощей, фруктов, зерновых культур (рожь, пшеница)
- Посмотрите, а у меня на столе урожай чего?
- Урожай фруктов.
- Каких фруктов? (персики, абрикосы, сливы)
- Я знаю, что вы все очень любите фрукты. А почему? Что находится внутри каждого фрукта?
- Внутри каждого фрукта есть косточка.
-А как нужно правильно есть фрукты?
- Их обязательно надо мыть, чтобы не было микробов. А косточку выбросить в мусорное ведро.
- Сегодня я познакомлю вас с рассказом-былью Льва Николаевича Толстого «Косточка» (показ портрета)
4. Чтение рассказа
5. Беседа по содержанию
- Что купила мама?
Дети: Мама купила сливы.
- Как вел себя Ваня?
Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал. - Почему они интересовали Ваню?
Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.
- Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?
Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.
- Кто заметил, что одной сливы не стало?
Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.
- Признался ли Ваня в своем поступке?
Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.
- Почему беспокоился папа?
Дети: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.
- Что ответил Ваня?
Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко. - Почему Ваня заплакал?
Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.
- А как бы вы поступили на месте Вани?
Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.
- Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?
Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.
6. Словарная работа
В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?
Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.
Логопед: А что такое горница?
Дети: Светлая, красивая комната.
Логопед: Как вы понимаете слово «сочла»?
Дети: Посчитала.
Логопед: Побледнел?
Дети: Стал белым, бледным от испуга.
7. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ
Логопед: Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно послушайте, и будете пересказывать его. (Повторное чтение рассказа с выставлением опорных картинок)
8. Пересказ рассказа детьми
Логопед: Расскажите историю про мальчика Ваню.
А сейчас мы с вами усложним задание и попробуем пересказать этот рассказ в лицах. Затем пересказ от имени мамы и от имени папы, от имени Вани.
V.Заключительная часть
Итог, оценка:
Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор? Чей рассказ вам больше понравился и почему?
Мне понравились все ваши рассказы, вы старались пересказывать близко к тексту. Молодцы!
Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.