Марина Хохлова
Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Гнездо»
▼ Скачать + Заказать документы
Предполагаемая продолжительность: 30 минут
Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие.
Цели: закреплять навыки монологической речи, расширять знания о жизни птиц.
Задачи:
• Образовательные:
тренировать в умении составлять пересказ коллективно, опираясь на рисуночный план;
актуализировать знания детей о перелётных птицах, их жилищах (названия птиц, названия жилищ – скворечник, дупло, гнездо);
закреплять навыки составления ответов на вопросы в виде развёрну-тых предложений;
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Пересказ рассказа Н, Сладкова „Гнездо“» размещена в разделах
- Гнезда и птенцы весной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
познакомить детей со словами – понятиями «развилка», «линючий», «пучок», «позади – впереди» в значении «в прошлом – в будущем», «ноги – ходули», «пеночка – весничка»;
закреплять умение изменять слова «дроздиха», «дроздята» по паде-жам.
• Коррекционно - развивающие:
Развивать навык направленного восприятия речи педагога;
продолжать развивать воображение, координированность движений в ходе имитаций движений героев рассказа;
развивать умение определять и воспроизводить в речи последова-тельность событий, используя слова «сначала», «потом»;
продолжать развивать слуховое внимание: слышать логическое уда-рение в вопросах, прочитанных предложениях;
развивать умение пользоваться при ответах знаково – символиче-скими обозначениями слов, фраз.
• Воспитательные задачи:
продолжать формировать интерес к природе родного края;
воспитывать бережное отношение к птицам;
воспитывать уважительное отношение к товарищам (уступать им место, выслушивать ответы детей, не перебивая, оказывать помощь при возникновении затруднений, договариваться при совместном выполнении заданий).
Оборудование и материалы: Разрезные картинки гнезда, дупла, скворечника ; адаптированный текст рассказа; картинки с изображением дрозда, гнезда из травы, развилки на дереве, линючего зайца, ходуль, дроздихи в гнезде, птицы пеночки, птенцов ; игрушечный микрофон; доска для маркера и маркер; аудиозапись пения пеночки – веснички; карточки с рисуночным планом рассказа и адаптированным текстом рассказа Н. Сладкова «Гнездо» (по количеству детей).
Примечания: Вместо бумажных картинок можно создать и использовать электронную презентацию, включающую необходимый демонстрационный материал (при наличии оборудования).
Ход занятия:
1. Организационный момент. Вход в занятие.
Педагог: Ребята, я знаю, что вы часто играете в игру «Камень, ножницы, бумага», поэтому я предлагаю сейчас сыграть в неё. Согласны?
Дети: Да.
После одного проведения педагог выделяет три команды, которые приглашает к трём столам. На столах находятся детали разрезных картинок (гнездо, скворечник, дупло). Каждая команда собирает свою разрезную картинку.
Педагог: Что же получилось у вас? На этом столе? У вашей команды?
Дети: Гнездо! Дупло! Скворечник!
Педагог: Что это за предметы?
Дети: Это домики для птиц.
Педагог: Верно. Гнездо, дупло, скворечник – это жилища птиц. Какие же птицы могут поселиться в гнезде? Дупле? Скворечнике?
Сегодня я хочу прочитать вам рассказ, который так и называется «Гнездо». Хотите послушать? Тогда рассаживайтесь на нашей лесной полянке удобно и слушайте внимательно.
Дети рассаживаются на ковре
2. Основная часть.
• Первичное знакомство с текстом. Разбор содержания рассказа. Лексический разбор текста.
Педагог: Послушайте и запомните: где и из чего строилось гнездо? Кто строил гнездо?
Педагог читает рассказ
Педагог: Вам понравился рассказ?
О ком говорится в рассказе?
Где дрозд строил гнездо?
Как вы понимаете, что такое «развилка»? (Объяснение, показ картинки).
Из чего строил дрозд в развилке берёзы своё гнездо?
О чём задумался дрозд?
Что значит «позади»? «зимовка»?
Какой перелёт позади у дрозда?
Что у птицы впереди?
Какие труды ждут дрозда?
О ком тревожится дрозд?
Отчего гнездо с каждым днём всё выше и шире?
Педагог добивается полных ответов, приближённых к тексту рассказа. При затруднении – зачитывает отдельные предложения
Педагог: Давайте покажем всё то, о чём говорится в начале рассказа.
Педагог читает рассказ (первую часть, а дети передают содержание с помощью жестов, имитации движений
Педагог: Давайте послушаем ещё раз, что же было дальше: о ком ещё говорится в рассказе?
Педагог читает вторую часть рассказа
Что произошло однажды?
Для чего дроздиха осталась сидеть в гнезде?
Как она поместилась в гнезде? (Показ картинки)
Кого видела и слышала дроздиха, сидя в гнезде?
Почему автор назвал ноги лося ходулями?
Какой заяц проковылял? Как вы понимаете слово «линючий»? (Показ картинки)
Кто поёт о весне? Почему птицу называют ласково «пеночка – весничка»? (Показ картинки)
Педагог добивается полных ответов, приближённых к тексту рассказа. При затруднении – зачитывает отдельные предложения
Педагог: Покажите, что же происходило дальше?
Педагог читает рассказ (вторую часть, а дети передают содержание с помощью жестов, имитации движений
• Пересказ коллективный по цепочке с опорой на схематичные рисунки.
Педагог: Ребята, сможете ли вы пересказать рассказ «Гнездо»? Давайте попробуем сделать это вместе: вы будете пересказывать по-очереди, а я буду вам помогать. Чтобы лучше справиться с этой работой, послушайте рассказ ещё раз и постарайтесь запомнить его.
Педагог читает рассказ третий раз (целиком, после прочтения приглашает детей к доске, которая разделена на три части вертикальными линиями
Педагог: Ребята, скажите, о чём же надо рассказывать сначала?
Педагог: Верно, сначала расскажем о том, как дрозд строил гнездо и задумался.
В первую часть доски выставляется картинка дрозда у гнезда
Педагог: Мы расскажем, как дрозд думал, что позади у него зимовка (педагог рисует схематичные рисунки в первой части доски, перелёт. Впереди – гнездо и птенцы, труды и тревоги. Как растёт гнездо с каждым днём.
После этого надо рассказать о дроздихе в гнезде (выставляется картинка дроздихи в гнезде). Как сидит она в гнезде (педагог рисует схематические рисунки во второй части доски, что она видит и слышит – лося на ногах-ходулях, линючего зайца, пеночку – весничку.
Дети пересказывают рассказ по одному предложению, передавая по кругу «волшебный микрофон». Педагог помогает:
• Задаёт наводящие вопросы,
• Проговаривает начало предложения,
• Начинает некоторые трудные слова,
• Указывает на соответствующий рисунок,
• Имитирует действия героев.
Педагог: Ребята, у вас получился пересказ! Я очень рада.
Послушайте, вот и пеночка – весничка запела от радости за нас. Закройте глаза, положите головы на руки, представьте, что вы в весеннем лесу.
Звучит аудиозапись пения пеночки - веснички
• Придумывание продолжения рассказа
Педагог: Как вы думаете, а для чего на доске отделена третья часть. Мы с вами всё рассказали о дрозде и дроздихе. О ком и о чём можно было бы рассказать дальше?
Дети высказывают предположения, педагог делает схематические зарисовки в третьей части доски
Педагог: Как здорово вы придумали. Мы действительно можем придумать продолжение истории. Давайте расскажем, что произойдёт с птицами дальше.
Используя «волшебный микрофон», дети составляют 2 – 3 предложения о жизни семьи дроздов после появления птенцов
• Грамматические упражнения: перечисли семью дрозда (дрозд, дроздиха, дроздята); ответь на вопросы (Кому принесёт корм папа – дрозд? О ком станет тревожиться дрозд? Кого будут учить летать дрозд и дроздиха? Кем будут любоваться папа – дрозд и мама – дроздиха)
3. Итоги.
Педагог: Вот и не осталось места на нашей доске. Мы с вами пересказали весь рассказ и даже придумали его продолжение, как настоящие писатели.
Вам понравилась наша работа? Что нового вы узнали сегодня? Что бы вы хотели рассказать дома своим родителям?
Каждому из вас я приготовила карточку, на которой по порядку нарисованы рисунки, как на доске. Эта карточка поможет вам пересказать рассказ «Гнездо» дома.
Педагог раздаёт индивидуальные карточки с рисуночным планом рассказа и текстом рассказа «Гнездо»