Шамулина Марина Геннадьевна
Конспект занятия по развитию речи в формате эвристической беседы по произведению В. Катаева «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад "Березка"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Эвристическая беседа
по произведению
В. Катаева «Цветик-семицветик»
(для детей старшей группы)
Подготовила воспитатель
Шамулина Марина Геннадьевна
г. Переславль-Залесский, 2023 г.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в формате эвристической беседы по произведению В, Катаева „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Катаев В. П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Тема: «Эвристическая беседа по произведению
В. Катаева «Цветик-семицветик».
Цель занятия : создание условий для развития творческого мышления детей через эвристические беседы по художественным произведениям.
Задачи:
• Закрепить названия и содержание знакомых сказок.
• Учить определять положительные и отрицательные стороны объектов окружающего мира.
• Учить выделять главную идею произведения.
• Развивать память, мышление, диалогическую форму речи, умение рассуждать и делать выводы.
• Воспитывать нравственные качества детей, любовь к художественной литературе
Материал: Иллюстрации к сказкам, конверт с дидактическими карточками «Оцени поступок», бандероль (цветик-семицветик).
Ход занятия:
Воспитатель:
— Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними!
А теперь поприветствуем друг друга:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
/дети берутся за руки и улыбаются друг другу/
— Я очень рада всех вас сегодня видеть! Друзья, давайте улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Договорились?
— Ребята, я знаю, что многие из вас очень любят слушать сказки, рассматривать иллюстрации в книгах.
— Каждая сказка нас чему-то учит, в них добро всегда побеждает зло.
— А теперь я хочу посмотреть, как вы знаете сказки. Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы попробуйте определить, как эта сказка называется.
1. Лисичка села волку на спину, он её и понёс. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт. Битый небитого везёт».
(русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк»)
— Кто здесь кого обманул и почему?
2. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.
- Яблоня, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего лесного яблочка, спрячу.
(русская народная сказка «Гуси – лебеди»)
— Какова главная идея этой сказки? (Начинать именно с этой фразы)
(Не оставлять младших, если тебе наказали взрослые, слушаться взрослых).
3. Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(К. И. Чуковский «Айболит»)
— В чём заключается суть сказки? (помогать другим в любой момент, когда им требуется помощь)
4. Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок.
(К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»)
— Ребята, как вы думаете, зачем паук это сделал? (паук злой, коварный, испортил день рождения мухе, сам решил поживиться, а других гостей напугал)
5. Петушок напугался, закричал:
Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы!
Котик-братик, выручи меня!
(«Кот, петух и лиса»)
— Зачем петушок кричал? Давайте порассуждаем, почему он звал на помощь? (Чтобы его спасли)
— А сам петушок правильно поступал? (Нет. Зачем открывал дверь, зачем поддавался на уговоры лисы? Если бы не открывал дверь, не было бы беды.)
— Ребята, я сегодня пришла в детский сад, а мне почтальон передал письмо. Без вас я не решилась его открывать. Давайте вместе посмотрим от кого оно /показываю картинку на конверте/
— Посмотрите, вы узнаёте его?
— Кто это? (Буратино).
— Давайте прочитаем письмо. (ОЙ, РЕБЯТА, ПОМОГИТЕ, ВЫ КАРТИНКИ РАЗЛОЖИТЕ. ЗАДАЛА МАЛЬВИНА УРОК: ЗНАТЬ И УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ «КТО ИЗ ГЕРОЕВ ПОСТУПАЕТ ХОРОШО, А КТО — ПЛОХО! ВЕРЮ В ВАС, МОИ ДРУЗЬЯ, ЧТО ВЫРУЧИТЕ ВЫ МЕНЯ)
— Поможем Буратино?
/На столе смайлики (положительный и отрицательный).
Дети распределяют героев, положенных картинкой вниз, к смайликам, объясняя, почему так разделили/
— Ребята, вы так легко справились с этим заданием! Кто же вас научил понимать, какие хорошие поступки, а какие плохие? (Мамы, книги, взрослые, интернет и др.)
— Все верно, много информации мы можем получить из разных источников, а также наши учителя – это, конечно же, книги! Они учат нас доброте, справедливости, отзывчивости.
— А сейчас я предлагаю вам чуть-чуть отдохнуть и размяться.
Физкультминутка:
Говорит цветку цветок (руки поднять вверх)
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку (шагают на месте, поднимая колени)
Да притопни ножкой,
Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай (наклоны головы)
Стебель наклони слегка (наклоны туловища)
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся (умываются, стряхивают кисти)
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все (повороты влево, вправо)
День встречать во всей красе. (руки вперёд)
— Ребята, а я ведь не зря взяла такую физкультминутку. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами об одной сказке, которую написал Валентин Катаев. А что это за сказка, посмотрите на картинку и назовите ее.
/«Цветик-семицветик»/.
— Мы с вами уже знакомились с этой сказкой.
— Кто главный герой в этой сказке?
— Как у Жени оказался волшебный цветок?
— Кем была старушка, которая подарила Жене волшебный цветок?
— Как вы поняли, что старушка была доброй феей?
— Ребята, давайте вспомним момент сказки, когда Женя оказалась дома с баранками, что произошло в комнате?/ Желая поставить цветочек в вазу, нечаянно разбила мамину любимую вазочку/.
— Как Женя сумела восстановить вазочку? А может кто-то из вас уже догадался, что она сделала? (оторвала лепесток и прошептала волшебные слова)
— Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными? Почему вы так решили? (Все желания она загадывала с пользой для себя, не считаясь с другими)
— А какое Женино желание вам показалось самым важным? (Помогла мальчику излечиться от хромоты, потому что он был больным)
— Ее поступок заслуживает восхищения? Почему вы так думаете? (В данный момент она старалась не для себя, а для другого мальчика)
/стук в дверь/
— Ребята, мне только что доставили бандероль. Давайте посмотрим, что в ней.
— Что мы видим? (волшебный цветик-семицветик)
— Ребята, последний лепесточек, который исцелил мальчика Витю, и вылечил его от недуга, вернулся к бабушке. Из этого лепесточка вырос новый цветок. И бабушка решила подарить его нам. Но попросила, чтобы цветочек имел всегда свою волшебную силу. Вы должны оторвать лепесточек и, следуя примеру Жени, загадать самое сокровенное желание. Только помните, что у вас всего один лепесток, не надо загадывать то желание, которое может исполниться и без волшебства. Поэтому хорошенько подумайте, чего бы вам хотелось больше всего на свете.
— Друзья, а какие волшебные слова произносила Женя, когда загадывала желание? Давайте вместе их произнесем! (произносим слова).
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.
(Дети загадывают и называют вслух свои желания)
— Все ваши желания оказались очень важными и значимыми. Я думаю, что вы теперь всегда будете делать только добрые дела, помогать другим людям, которые очень нуждаются в помощи.
Рефлексия.
— Чем мы сегодня с вами занимались на занятии?
• вспомнили сказки, какие?;
• играли в игру «Хорошо-плохо»;
• загадывали сокровенные желания.
— Молодцы! Вы сегодня очень хорошо потрудились. Теперь можно отдохнуть.