Оксана Мишина
Конспект занятия по развитию речи «Волшебство воды» в подготовительной группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение и закрепление знаний детей по лексической теме «Вода».
Задачи:
Образовательные:
- активизировать и расширять словарь по теме «Вода»;
- формировать умение подбирать слова-признаки и слова-действия к существительным;
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- упражнять в подборе слов-антонимов;
- закреплять элементарное представление о круговороте воды в природе;
- формировать умение понимать образное значение пословиц и поговорок.
Коррекционные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Волшебство воды“ в подготовительной группе комбинированной направленности» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать тонкую и общую моторику, координацию движений;
- формировать и совершенствовать грамматический строй речи;
- расширять объем правильно произносимых существительных, глаголов;
- развивать познавательные способности, сообразительность;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам;
- воспитывать умение слушать ответы товарищей.
Оборудование: тематические иллюстрации, плакат «Круговорот воды в природе», мяч, записи звуков воды, запись песни Г. Гладкова «Солнце и радуга», мольберт.
Ход занятия: (Дети стоят в кругу).
Воспитатель:
Доброе утро!
Оглянитесь все вокруг.
Пусть улыбнется другу друг.
Нам не стоит унывать.
Будем вместе мы играть,
Интересные факты обо всем узнавать.
- Давайте поздороваемся друг с другом глазами, а еще своими ладошками. Передайте свое тепло для друзей. Подарите свои добрые и искренние улыбки, раскройте свои ладошки, как маленькое сердечко. Садитесь на места. (Дети садятся).
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки.
Отгадайте одну из них:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода)
В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода)
Воспитатель: Правильно,ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Что же такое вода? (жидкость). Воду часто называют волшебницей. Как вы думаете, почему ее так называют? (ответы детей)
Вода бывает очень-очень разной. Давайте вспомним, какие состояния воды мы знаем, а помогут нам в этом загадки.
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Про какое агрегатное состояние воды идет речь? (Жидкое)
А что можно сказать про это явление?
Белым паром стелется.
Не вьюга, не метелица.
И не дым…. Что за обман?
Это же густой (Туман)
Воспитатель: Туман тоже относится к жидкому состоянию, так как он состоит из мельчайших капель воды.
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).
Воспитатель: Какое это агрегатное состояние? (Твердое). И последняя загадка:
Был водой, теперь летаю.
С виду я туман напоминаю. (Пар)
Что видно, если ничего не видно? (Пар)
Воспитатель: Прок какое агрегатное состояние воды идет речь? (Газообразное)
Капельки воды в природе ходят, «движутся» по кругу. (Демонстрируется плакат «Круговорот воды в природе»). Они выпадают из туч в виде дождя (а зимой снега, путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует. Сейчас мы немного поиграем.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, прыгали (дети прыгают, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и становятся возле мамы тучки).
Воспитатель: Молодцы, ребята, садитесь на места. А теперь давайте подумаем, что будет, если мы начнем взаимодействовать с водой в её различных состояниях.
Упражнение «Что будет если?»
- Если мы нагреем воду, то… (Она станет горячей).
- Если мы нагреем лед, то… (Он растает).
- Если мы вскипятим воду, то… (Она начнет испаряться).
- Если мы заморозим воду, то… (Она превратится в лед).
- Если мы заморозим пар, то… (Он превратится в снежинки).
Воспитатель: Вы видите, что происходит настоящее волшебство. Вода умеет превращаться и изменяться.
Многим людям нравится смотреть на водную гладь, слушать звучание воды. Сейчас мы с вами послушаем звуки воды в природе. Постарайтесь понять, что это. (Прослушивание звукозаписи).
Дидактическая игра «Как звучит вода?»
- Шумит дождь.
- Журчит ручеёк.
- Волны бьются, плещут о берег.
- Вода льётся из крана.
- Звенит капель.
- Булькает болото.
- Снег скрипит под ногами.
Воспитатель: Что мы слышим? Как действуют на вас звучание воды? (Расслабляет, успокаивает.). Это тоже подтверждает, что вода – настоящая волшебница.
Воспитатель: А теперь немного разомнемся.
Физкультминутка «Что там чудится в тумане?»
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
Воспитатель: Молодцы, садитесь. Вы знаете, что на поверхности планета Земля существуют различные виды водоёмов. Назовите их. (Океаны, моря, реки, озера, болота, родники). А теперь мы поразмышляем, как называется вода в этих водоёмах.
Дидактическая игра: «Какая бывает вода?»
Воспитатель: Вода в море – как называют её по-другому? (Морская).[Вода в океане …океаническая. В морях и океанах – вода солёная. В реках… речная, озёрах …озерная, в родниках …родниковая, в болотах …болотная. Какая это вода в отличие от солёной морской? Пресная.
А в водопроводе какая вода? (водопроводная).
Воспитатель: А сейчас я буду давать характеристику различным предметам и явлениям. Все они связаны с водой. Вам нужно догадаться, о ком, или о чем идет речь. (На доску вывешиваются картинки-отгадки).
- Искусственный водоем, созданный для накопления и хранения воды. (Водохранилище).
- Система сложных сооружений, которая доставляет воду из водохранилища к нам в дома. Проводит воду в дом. (Водопровод).
- Специалист, умеющий выполнять работы под водой в специальном снаряжении. (Водолаз).
- Мощное падение воды с крутых обрывов, которые находятся поперек реки или ручья. (Водопад).
- Растения, которые живут и растут в воде. (Водоросли).
- Насекомое, умеющее ходить по воде. Оно измеряет водную гладь своими тонкими и длинными лапками. (Водомерка).
Водовоз, водохранилище, водопровод, водолаз, водопад, водоросли, водомерка – это сложные слова. Они состоят из двух слов, одним из которых является слово «вода».
Воспитатель: А теперь разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик, веселей!»
Дождик, дождик, веселей! (каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)
Капай, капай, не жалей! (каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)
Только нас не замочи! (изображать «брызги»)
Зря в окошко не стучи! (правый кулачок стучит два раза по левому, затем меняем руки)
Брызни в поле пуще: (изображать «брызги»).
Станет травка гуще! (скрестить ладоши, пальцы растопырены).
Воспитатель: Существует выражение: «Капля в море». Как вы думаете, что оно обозначает? Так говорят, когда про что-то ничтожно малое по сравнению с чем-то большим и великим. Заметим ли мы маленькую каплю в огромном, бескрайнем море? (Нет). Но в природе важна каждая капелька. Об этом написала стихотворение Эмма Мошковская, и ребята нам сейчас его расскажут.
«Капля и море».
Море
Копило
Воды.
И проходили годы…
И огорчился один Ручеек:
— Ну, я — домой.
Приготовлю чаек.
Я ведь напрасно,
Напрасно тружусь!
Морю я больше
Не пригожусь…
Маленький Дождик
Решился спросить:
— Может быть, больше не моросить?
Зачем вам какие-то капли?
Вы же — Море!
Не так ли?
— Да. Я — Море.
— Да. Я горжусь.
Но от Капли не откажусь.
Капля
И капля по капле
Сделали Море,
Не так ли?
Воспитатель: Как вы видите, все в природе важно.
Капли воды, а именно дождевые капли, в сочетании с солнечным светом дарят нам еще одно чудо. Кто знает, что это? (Ответы детей). Правильно, это – радуга. Лучи солнца проходят сквозь капли дождя. Каждая капля преломляет белый солнечный цвет и превращает его в разные цвета. Чем крупнее капли воды, тем ярче радуга.
Воспитатель: Сколько цветов у радуги? (Семь). Какая фраза помогает нам запомнить цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).
А сейчас мы с вами споем веселую песню. Она про радугу и лето, которое совсем скоро придет к нам. (Исполняется песня Г. Гладкова «Солнце и радуга»)
Воспитатель: В заключении я предлагаю вам поиграть с мыльными пузырями на улице. Вы убедитесь, что в каждом из них живет радуга. А, значит, волшебница вода снова будет с нами.