оксана шабалева
Конспект занятия по развитию речи в зимний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет «Спасём снеговика»
▼ Скачать + Заказать документы
Декабрь
4 неделя
Спасём снеговика, или путешествие в зимний лес
Цель: познакомить со звуками [м] и [м’], с буквой «М, м».
Задачи:
- Развивать чёткое и правильное произношение звуков [м] и [м’];
- Тренироваться в умении различать гласные и согласные звуки;
- Упражняться в нахождении мягких и твёрдых согласных звуков;
- Развивать разговорную речь детей;
- Воспитывать вежливость и деликатность в общении;
- Мотивировать на позитивное отношение к добрым делам.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Снеговик
- Снеговик. Конспекты по развитию речи
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Набор предметов для сборки снеговика (Три шарика, глазки, морковка, руки – палочки)
Предварительная работа: Беседы «Большие дела для больших и маленьких», «Как делают мир ярким?», танец «Снеговики»
I этап
(Дети стоят в кругу, воспитатель держит в руках белый комочек)
Ребята. По дороге в детский сад мне встретилась Зимушка-зима, мы душевно беседовали, и она рассказала мне историю о своём помощнике. Сейчас я загадаю загадку, а вы скажете, про кого мы говорили?
Нос – морковка,
Руки – палки.
Вместо тела – снежный ком.
Прояви, дружок, смекалку,
Кто же это за углом?
Правильно, это снеговик.
Наш добрый снеговик пожалел маленькую ёлочку, которую хотели срубить злые люди и накрыл её сугробом. Но люди рассердились и разбили помощника Зимы, а все его части разбросали по лесу. Возродить его можно только если вы будете добрыми, отважными и весёлыми. Ребята, попробуем помочь снеговику?
Чтобы чудо свершилось, сейчас каждый из вас возьмёт комочек в руки и произнесёт добрые новогодние пожелания. ( Дети по очереди берут комочек и проговаривают: «Я желаю, чтобы…»)
А теперь возьмёмся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Скоро, скоро Новый год
Детский сад наш Чуда ждёт!»
(Когда дети открывают глаза появляются ещё два комочка, которые можно насадить на основу – палку, например)
Посмотрите, у нас уже три комочка. Что нужно сделать, чтобы эти комочки стали похожи на снеговика? (Нужно сложить самый большой снежок, поменьше и самый маленький). А что нам понадобиться? (Носик, глазки, ротик, палочки вместо рук, ведёрко, шарф)
Чтобы добыть все эти предметы, мы отправляемся в лес – туда, где злые люди разбросали все части снеговика. Закрываем глазки, кружимся!
Покружились, покружились,
И в лесу все очутились.
На ковре появляются два героя – Мишка и Мышка. У них глазки снеговика. Здравствуйте Мишка и Мышка. У вас глазки нашего друга, не могли бы вы вернуть их нам? А мы поможем возродиться снеговику.
Мышка: Я не отдам свой глазик, когда я в него смотрю всё вокруг становиться красивым, волшебным, а без него жизнь моя серая и не интересная. Воспитатель: Многоуважаемая мышка, даже жизнь очень маленьких серых мышек можно сделать яркой и интересной, если очень постараться. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы жить интересной? (Ответы детей)
Мишка: Я тоже не отдам свой глазик. Я такой большой, а всё вокруг такое маленькое, а вот в этот глазик смотрю и всё кажется больше.
Воспитатель: Мишка, ты не прав. И без волшебного глаза люди и звери делают большие дела. Правда, ребята? (Рассказ детей)
Мишка: Ладно, мы отдадим вам глазки, но помогите нам справиться с задачкой. Зимушка-зима позволила нам жить в этих домиках, но при условии, что мы покрасим их в правильный цвет. Цвет должен соответствовать первой букве нашего имени. Мы с мышкой давно спорим, ведь первая буква наших имён совершенно одинаковая!
Воспитатель: Ребята, давайте разберёмся, какой первый звук в слове «Мышка»? (звук [М]) Верно! А в слове «Мишка»? (Тоже [М]) И тоже правильно. Мы учили букву «М»? (Нет). Конечно, нет. Время для звукового стишка:
Взялись за руки друзья
И сказали ты и я:
«Это мы!»,
А между тем
Получилась буква «М»
(Повторение групповое и индивидуальное)
Но вернёмся к нашим буквам. Первая буква у Мышки и Мишки похожа? (Да) Правильно,но знаете, отличие всё-таки есть! Прислушайтесь в слове «мышка» «М» произносится твёрдо [М ы ш к а], а в случае с «мишкой» мы слышим мягкую «М» [М’ и ш к а]. Давайте подумаем, а звук [м] гласный или согласный? (Согласный) Почему? (Потому что петь не умеет). Мы с вами уже сталкивались с твёрдыми и мягкими согласными звуками, но сейчас нужно вспомнить очень важное правило:
Твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, а вот мягкие согласные нужно красить в зелёный цвет. Давайте повторим. (хоровое и индивидуальное повторение материала)
II этап
Теперь ребята старшей группы поработают самостоятельно (Детям раздаются звуковые домики (красный, синий и зелёный) и набор карточек. Ребята распределяют свои карточки по звуковым домикам в соответствии с первым звуком)
А малыши немножко поиграют с нашими героями.
Дети, Мишка и Мышка любят играть в очень интересную игру, которая называется «Заводные игрушки»
Дидактическая игра «Заводные игрушки»
Смотрите, Милана сейчас притвориться куколкой, мышка заводит Милану ключиком, и девочка должна ходить и двигаться, как куколка и произносить «Ма-ма, ма-ма». (Милана ходит как кукла и произносит озвученные слова) Ах, какая замечательная куколка получилась. Кристина тоже будет куколкой, но ключик заводит Мишка. (Кристина изображает куколку). Тоже, очень красивая кукла вышла. А Глеб станет большим и злым котом (Действие… То же повторяем с котёнком, кошкой, телёнком, бычком, коровкой… Пока все дети не поучаствуют в игре)
А теперь я предлагаю всем разгадать загадки.
Главный фермер дядя Вова
Подоил с утра корову,
Ведь она траву легко
Превращает в …
(молоко)
Посреди густого леса
Нет ни дома, ни навеса,
А в берлоге тесно ведь,
Вот и спит зимой …
(медведь)
Рыжий овощ,
Хрустни ловко –
Это – сладкая …
(морковка)
Я с любовью тёплой самой
Обнимаюсь с милой …
(мамой)
Каждый здесь в загадках спец!
Значит кто ты? …
(молодец)
Вот какие наши детки молодцы!
III этап
Мишка и мышка благодарят ребят и возвращают им глазки.
(Ребята младшей группы ставят глазки на место)
К нам присоединяется старшая группа. Давайте немного подвигаемся.
Танец «Снеговики»
IV этап
Пришло время отдохнуть младшей группе. Не забываем про тишину и выбираем только тихие игры. Ребята постарше ещё немного потрудятся.
(Остальные вещи находим у других лесных зверей)
Посмотрите, ребята, лесные жители собрались вокруг ёлочки и у наших зверят недостающие вещи нашего снеговика.
Воспитатель:Вика, попроси зайчика отдать нам, морковочку и вот эту красную подковку. Не забудь волшебные слова.
Зайчик: не отдам, морковочка вкусная, я несу её своим деткам, а красную подковку я повешу на входе, как талисман.
Воспитатель: Серёжа, обратись к белочке, пусть вернёт нам пожалуйста шарфик и ведёрко. Сделай это вежливо.
Белочка: Нет, они нужны мне. Из шарфика я хочу сделать мягкую кроватку для бельчат, а в ведёрко сложу все припасы.
Воспитатель: Саша, скажи Ёжику, что нам нужны эти веточки — это ручки нашего снеговика. Но постарайся его не обидеть.
Ё жик: А для меня – это палочки выручалочки. И опорой послужат, и из беды выручат, и от лисы спасут.
Воспитатель: зверята, а почему вы такие грустные?
Ё жик: Задала нам Зимушка загадку. Она разрешила нам украсить ёлочку, но только теми игрушками, которые начинаются на букву «М». А без нарядной ёлочки не будет у наших деток Новогоднего праздника.
Воспитатель: Дорогие зверята, наши ребята могут вам помочь, они всем помогают, но только если вы отдадите нам все вещи. Эти вещи принадлежат нашему другу - снеговику.
Дети, посмотрите сколько игрушек, но не все подойдут для наряда, только те, которые начинаются на букву «М».
(Воспитатель даёт детям ящик с игрушками, проверяет правильность выполнения задания. Дети должны выбрать и повесить на ёлочку только те игрушки, которые начинаются на букву «М» : мышка, медвежонок. месяц, малинка, мухомор, мяч, машинка, муха, муравей, матрёшка, Машенька, мартышка, добавляем к снеговику недостающие детали).
V этап
Молодцы, наш друг снеговик теперь в порядке. Зимушка будет довольна.
- Подскажите мне пожалуйста, где мы с вами были?
- Кого мы спасали?
- С какой новой буквой познакомились?