оксана шабалева
Конспект занятия по развитию речи в зимний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет «Путешествуем как Ох и Ах»
▼ Скачать + Заказать документы
Декабрь
1 неделя
Путешествуем, как Ох иАх
Цель: дать понимание о том, что слова состоять из слогов.
Задачи:
1. Повторить звуковое и зрительное восприятие букв «С», «Л», «О», «Г»;
2. Развивать навык звуко-слогового анализа слов;
3. Упражняться в умении выявлять первый звуки и буквы в слове;
4. Формировать умение определять количество слогов в слове;
5. Расширять и активизировать словарный запас;
6. Упражняться в подборе антонимов.
7. Упражняться в подборе цвета.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в зимний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет „Путешествуем как Ох и Ах“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: конверты с изображением рюкзаков (на рюкзаках нарисованы один, два, три кармашка, иллюстрации (хлеб, нож, ком-пас, фо-нарь, те-ле-фон, па-лат-ка, кровать, кот, пылесос). Оформление зала: дерево, кустик, дорога, игрушки: зайчик, белочка, ёжик, сова, лисичка, орёл, гриб.
Предварительная работа: чтение стихотворения Л. Зубковой «Ох и Ах»
Ребята, я предлагаю ещё раз прочитать уже изученный ранее рассказ «Ох и Ах». (читаем)
Давайте вместе с помощью картинок вспомним содержание стихотворение, рассказывая своими словами.
«Ох и Ах» диафильм
(дети с опорой на картинку пытаются воспроизвести содержание)
(необходимо провести эту часть занятия вместо утренней беседы)
(Занятие продолжается уже после завтрака)
I этап
Ребята, мы с вами прочли интересную историю про двух друзей, как их зовут? (Ох и Ах)
Я предлагаю вам сейчас притвориться Охами, повздыхать, поохать и сказать нам какие-нибудь грустные слова, ну например: «Ох, как сегодня скучно»
(Часть детей произносит печальные выражения, изображая соответствующую эмоцию)
Скажите, а мы с вами на кого больше похожи, на Оха, или на Аха (на Аха). Почему? (Потому что он весёлый, жизнерадостный) Замечательно, значит пришло время стать нам весёлыми, произносим радостные фразы, конечно с улыбкой. «Какой сегодня солнечный день! …»
Здорово! А давайте поиграем: охарактеризуем наших героев. Я буду подбирать слова, характеризующие «Аха», а вы назовёте противоположное слово, которое подойдёт для «Оха».
Ах общительный, а Ох -. (замкнутый)
Ах весёлый, а Ох -… (грустный)
Ах подвижный, а Ох- … (медлительный)
Ах смелый, а Ох - (трусливый)
Ах трудолюбивый, а Ох - (ленивый)
Молодцы, вы весело и активно работаете, правильно отвечаете на вопросы.
А мы с вами тоже отправляемся в поход, посмотрите, я уже приготовила предметы, которые мы с собой возьмём.
(рассматриваем вещи и отбираем только те, которые пригодятся в походе хлеб, нож, ком-пас, фо-нарь, те-ле-фон, па-лат-ка, кровать, кот, пылесос)
Скажите, а почему кровать в походе не пригодиться. Потому что она тяжёлая, нести её не удобно). А почему мы не положили кота? (Кот домашнее животное, в походе может потеряться). А пылесос разве не пригодиться? (Нет, в лесу, на поляне, нет электричества, включать его не куда)
Очень хорошо, но остались ещё предметы, которые точно пригодятся нам в походе. Смотрите, у меня три рюкзачка (показываю большие конверты с изображением рюкзачков). На первом рюкзаке один кармашек, и сюда мы положим предметы с одним слогом в составе слова, в другом два кармашка, сюда складываем слова с двумя слогами, в третьем – три кармашка и в словах этой группы будет три слога. А мы знаем, что такое слог? (Нет) Правильно, мы это ещё не учили – это новая тема и мы учим новое правило
Слог – часть слова.
Давайте выучим это важное правило. (Повторяем хором и по очереди)
Чтобы разобраться сколько слогов в оставшихся словах нам нужно прохлопать эти слова вот так: (показ воспитателя)
Те-ле-фон. Сколько раз мы хлопнули? (Правильно три раза, значит в этом слове три слога -слово делится на три части. Теперь ещё раз произнесём это слово, но теперь поднесём к подбородку тыльную сторону ладони. Те-ле-фон, сколько раз подбородок ударился о ладошку. Три раза. Молодцы. А это означает. Что наш предмет мы положим в рюкзачок с тремя кармашками.
Подобным образом поступаем с другими картинками (хлеб, нож, ком-пас, фо-нарь, па-лат-ка)
II этап
Теперь старшая подгруппа поработает индивидуально, а ребята из первой группы отправляются в путешествие.
(Каждый ребёнок из старшей подгруппы получает по два конверта с двумя и тремя кармашками и набор картинок с разным количеством слогов в слове. Задача – разложить картинки в правильные конверты)
С младшей группой работаем по тексту
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
Прыгают как зайчики
Девочки и мальчики.
Стоп, немного отдохнём
Ну и хлопать все начнём.
Посмотрите, кто спрятался под кустиком? Зайчик. Прохлопаем слово зайчик. Зай-чик, молодцы, зайчик рад встрече с ребятами! А что есть у зайки? (У зайки есть длинные ушки, хвостик, пушистая, шёрстка) А что зайчики умеют делать? (бегать, прыгать, кушать травку)
А это кто? (Белочка) Правильно, прохлопаем слово бе-лоч-ка. Молодцы! Какая наша белочка? (Рыженькая, пушистая, добрая) Чем белочки занимаются в лесу? (Собирают грибы, шишки, орешки, живут в дупле) А этого героя вы назовёте? (Ёжик). «Ёжик» - замечательное слово. Но мы с вами прохлопаем коротенькое слово «Ёж». Ой, посмотрите, ёжик привёл своих друзей. Какие они интересные – разноцветные, но что же с ними не так? (у этих ёжиков не хватает иголок. Правильно, ёжики растеряли свои иголочки, давайте поможем. Но имейте в виду жёлтому ёжику нужно прицепить жёлтые иголочки, красному – красные и т. д. (Упражняемся в подборе иголочек для ёжиков – прищепок или цветных скрепок в соответствии с цветом)
III этап
Ребята старшей группы, вам нужно положить свои работы для проверки на листочек с вашей фотографией и присоединяйтесь к нашему путешествию.
Музыкальная физминутка
«Мы идём, мы идём, никогда не устаём.
Все преграды и пути можем запросто пройти»
IV этап
- Малыши могут поиграть. Не забывайте, что делать это нужно очень тихо, чтобы не мешать ходу занятия, Нарушителей тишины мы будем вынуждены посадить за стол.
- Посмотри, а кто это сидит на дереве? (Сова) Правильно! Давайте мы с вами прохлопаем это слово: со - ва. Сколько слогов в слове сова? (Два) Молодцы! Совушка очень хочет подарить вам букву – какую, мы узнаем, когда протянем первый звук в слове «сова» с-с-сова. Какой первый звук? Звук [с], конечно, а как выглядит буква «С»? Она похожа на луну, конечно же:
Отчего и почему
«С» похожа на луну?
Какие умные у нас детки!
А вот и первая буква, буква «С»
А это кто шагает по дорожке? (Лисичка) Правильно, пробуем прохлопывать слово: ли-сич-ка. Сколько слогов в слове? (Три) Такие сложные задания, и вы так здорово справляетесь! А какой первый звук в слове «лисичка»? (Звук Л) Молодцы, А стишок про букву «Л» вы помните?
«Л» - ногою мяч поддела,
«Ч» - поймать его хотела
Ждёт и ждёт, устала ждать.
А мяча всё не видать.
Ну да, это именно та буковка, которая ножку выставила, когда мячик бросала!
Вот вам буква «Л»
Ой, посмотрите, кто это летит? (Орёл) Точно, большая, красивая, хищная птица. Нам нужно прохлопать слово «орёл» - о-рёл, сколько в нём слогов? (Два)
А какая первая буква? (Если дети затрудняются протягиваем первый слог и выясняем какой первый звук) Кто помнит, как выглядит буква «О», она похожа на колесо.
«Посмотри на колесо и увидишь букву «О»»
Правильно! Орёл подарит вам свою букву. Посмотрите, что это под деревом? (Гриб) Под грибком я нашла ещё одну букву. Чтобы понять, что это за буква протянем первый звук в слове гриб: г-г-гриб! Мы учили такую букву? (Да, это буква «Г»)
Буква «Г» — вот красота.
Буква «Б» без живота.
А вот и буква «Г», но нам нужно возвращаться в группу. Заводим моторчики, поднимаем крылышки и летим. Когда закончится музыка, возвращаемся – каждый на своё место.
(Музыка звучит, дети летают, музыка затихла – дети возвращаются на свои места, пока дети летают педагог вывешивает на доске буквы (СЛОГ)
- Ребята, посмотрите, сколько букв мы с вами нашли? (Считаем вместе) Правильно, четыре. Открою вам секрет. Если поставить все буквы вот в таком порядке, получится новое, изученное нами слово. Кто помнит, какое? (Слово СЛОГ) Конечно! Протягиваем первую букву в слове СЛОГ С_С_Слог, Такую букву мы произносили? (Да, это буква С.) Протянем вторую букву в слове сл-л-лог, Какую букву мы протягивали? (Букву Л) И т. д.
IV этап
Теперь вспоминаем самые важные моменты во время нашего занятия.
- Какое новое правило мы выучили?
- Куда мы с вами ходили?
- Кого мы встретили во время похода?
Молодцы, мне нравится, как вы себя ведёте, но хочу заметить, что … сегодня отвечал чуть активнее чем обычно, а … очень быстро справилась с заданием про …